Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путину исполнилось 62 года

…столько, сколько – Сталину в декабре 1941-го
07 октября, 13:57
Фото Reuters

Cтоит ли украинской газете отмечать день рождения Владимира Путина отдельной публикацией? Во всяком случае, это повод обратить персональное внимание на этого человека, что имеет смысл. Тем паче что солидные статусные политологи, аналитики и эксперты публикуют объемные тексты с рассуждениями о путинском мачизме, комплексах, о том, как он загнал себя в тупик, не решая свои психологические проблемы. Кои, надо понимать, и являются главной причиной нынешних бед.

И ведь учились чему-то эти люди. Впрочем, они знают, что делают. Такие тексты - ходовой товар. И бесполезно им напоминать о нацеленности всего общества, всей политической системы России на войну и захваты. О личной заинтересованности миллионов людей и - что гораздо важнее - узкого круга принимающих решения - в продолжении  и расширении экспансии, в проведении политики, ведущей к деградации русских и России.

«Проклятье войне! Она отняла наши силы». Эти строчки есть в одном из вариантов текста на музыку вальса «На сопках Маньчжурии». Сейчас, если поют, то со словами «и справим кровавую тризну». А самое время вспомнить про отнятые силы, потому что в России происходит именно это – огромные силы, средства, энергия брошены на войну по периметру границы. Так уничтожается русский потенциал развития – мирного развития в добрососедстве и сотрудничестве.

Путин не столько инициатор и творец исторических перемен, сколько их персонификатор. Коренная же перемена в том, что русские полностью расстались с прежней миролюбивой риторикой, которая не была уже столь пустой для предыдущих поколений правителей, заставших большую войну и старавшихся ее избежать, даже когда они вели войны малые. Год рождения Путина – деталь весьма серьезная. Естественно, не только его. В правящей элите нет больше людей, имеющих экзистенциальный опыт большой войны.

Нет таких людей и на Западе. Да, собственно, уже и нигде нет. Но там есть институализированная национальная память – вот так можно назвать отношение к послевоенной системе международного равновесия в цивилизованном мире. А у русских ее нет. Советское заклинание «лишь бы не было войны» на наших глазах превратилось в анахронизм. При этом образ войны изменился коренным образом. Оставив в стороне все то, что имеет отношение к искусству и к гуманистической традиции, отметим, что со времен фильма «Падение Берлина» война трактовалась просто: вождь – военачальники – массы. Сейчас вся великая война сводится в сериалах, бульварной литературе и желтых СМИ к одной большой спецоперации чекистов, которым немного помогали военные разведчики и мешали фронтовики и труженики тыла.

Путин показывает народу шоу. Сначала информационное вещание слилось с сериальными боевиками, затем актеры, создающие типажи гламурных чекистов, поехали воевать в Донбасс. Правда, после перемирия. Президент России выступил в роли продюсера и постановщика многожанрового политического шоу. Такова теперь природа его власти.

Тут другие голоса раздаются. Это же все безумие! Это же не разумно! Это же путь в прошлое!

Нет, господа, это вот такой путь в будущее, общее для всего мира. Сходство с прошлым есть, но различий больше, и число их будет нарастать. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад, что так легко и просто можно отнять часть территории у соседнего государства, вторгнуться в его пределы и обнулить НАТО, ЕС и ООН?

И это только начало. Рассуждения о том, что все империи разваливаются, ибо таков "закон цивилизации" - действенное средство против ядерного шантажа. Еще восклицание "как вам не стыдно!" весьма эффективно.

Продюсер сумел поразить мир новизной, и в ближайшее время у него будет монополия на рынке политических шоу. Вчера Путину исполняется 62 года, то есть столько, сколько исполнилось Сталину в декабре 1941-го. Впереди у того была победа в войне, депортации народов, великие стройки коммунизма, передел Европы, войны в Иране, Китае, Корее, атомная бомба, новые репрессии.

А сейчас, при нынешней медицине, при ничтожных западных лидерах, при сплоченном населении, при новейших технологиях, которыми власть владеет лучше своих критиков, при газовой зависимости Европы, при самой боеспособной армии на континенте, если не в мире, при ядерном оружии и готовности его применить, а главное - при наличии политической воли, которой нет ни у одного западного политика, - да Путин горы свернет! И если даже его заменят кем-то другим, альтернативы нынешней политике пока не видно.

В Украине слышится абсолютно русское: побеждают не оружием, а интеллектом и душой. Не спорю, соглашусь. Но вспомним, что в проигранной Украиной войне оружие было тем же, что и у агрессора. Так что же он победил интеллектом и душой?

Да, интеллектом и душой, как до того он победил демократию в России, потому что оказался умнее и вдохновеннее противников. И сумел добиться тоталитарного вдохновения у населения. А вдохновения свободы ни прежние власти России, ни нынешняя оппзициядаже и не пытались добиваться. Наоборот, считали его нежелательным, гасили, как могли.

Не удивлюсь, если Путин снова станет человеком года по версии "Time". Сейчас он единственный в мировой политике, кому подходит определение "действующее лицо", актор. И автор многого нового и исключительного. Все остальные - бэк-вокал и подтанцовка. Что союзники, что противники.

А почему нет? Вот, пожалуйста, журнал «Time», 2 января 1939 года.

«Фюрер немецкого народа, Главнокомандующий немецкой армии, флота и ВВС, канцлер Третьего рейха герр Гитлер собрал плоды амбициозной, непримиримой, беспощадной внешней политики, которую он вел на протяжении пяти с половиной лет. Он порвал версальский договор в клочья. Он снова вооружил Германию до зубов - или почти до зубов. Он похитил Австрию на глазах ужаснувшегося и, видимо, бессильного мира.

Все эти события стали шоком для наций, которые всего двадцать лет назад победили Германию на поле брани, но ничто так не ужаснуло мир, как беспощадные, методичные, направляемые нацистами события, которые поздним летом и ранней осенью привели к угрозе мировой войны из-за Чехословакии. Когда Адольф Гитлер без кровопролития низвел Чехословакию до статуса марионетки Германии, добился кардинального пересмотра европейских оборонительных союзов, и получил свободу действий в Восточной Европе после гарантий невмешательства от Англии (а потом и Франции), он, без сомнения, стал 'Человеком года-1938».

В отличие от Сталина и Гитлера, Путин почти не прибегал к насилию внутри страны. Десятилетиями несколько поколений жили в вымышленном мире, с вымышленной историей. А потом стало возможным жить в мире, где существует несколько картин мира. И общество само предпочло новые измышления, новую фантастику. Ведь до сих пор ничего особенно не запрещено и не прикрыто. Нет альтернативы на телевидении, но есть в социальных сетях. Люди все могут читать, все узнавать. Поехать в Украину и посмотреть, что там происходит, могут. Так что распятые мальчики и трупы, изнасилованные киевской хунтой, - свободный выбор свободных людей.
И поэтому Путин – это Россия. А Россия – это Путин. Имя Путина может меняться, сути дела это не изменит. Шоу будет продолжаться. Пока это шоу.

Русские поддержали агрессию против Украины и конфронтацию со всем миром. Гордятся гибелью своих близких на войне. Не возмутились тем, что их пенсии ушли на Крым и на поддержку правильных корпораций. Оставили без внимания компенсацию из бюджета собственности, потерянной друзьями Путина за границей. Так что в нынешних испытаниях народ и партия едины. Такой консолидации элит и населения, такой сплоченности общества никогда не было в русской истории. И все это без репрессий, без запугивания, без подкупа, искренне, не за страх, а на совесть. Как на концерте поп-звезды, билеты на который стоят дорого и куплены в долг, возвращаться домой в толпе будет тяжело и долго, утром на работу, но пока публика заведена.

Вывод же на будущее прост: в случае большой войны в России не будет мирного населения и гражданских целей.

Но большой войны и не предвидится. Будет другое – политики и народы будут искать свое место в шоу Путина, отказаться от этого не будет никакой возможности.
Не будет, если оставаться в рамках, которые политики и народы сами очертили себе. Ведь путинское шоу не опровергает старой истины: с политиками, нациями, людьми можно обращаться так, как они сами это позволяют. К русским это тоже относится.

Правда, часто не позволить значит погибнуть. Только способность погибать и может остановить это шоу, если проявят ее не отдельные герои, как тоже часто бывало, а сплоченные и солидарные нации. Такое тоже бывало.

Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист; Москва, специально для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать