Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Социальная западня для власти

17 декабря, 12:57

Почему наша украинская демократическая власть никак не хочет учитывать социальные последствия своих реформ? Ведь это прямой путь к реваншу пророссийских сил в Украине.

Конечно, можно сразу отметить, что непатриотично поднимать этот вопрос, когда реформы не закончены, когда мы еще не увидели их реальных последствий и так далее в таком же духе.

Однако игнорирование президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком социальной составляющей украинского общества все быстрее приближает президента к тому, чтобы стать Ющенко-2.

Зарплаты в 100 долларов и пенсии в 50 долларов на фоне миллиардных и миллионных состояний украинских «элит», почти европейские цены на продукты питания и резкое повышение цен на коммунальные услуги в Украине явно, шаг за шагом, продвигает украинцев к обнищанию.

Поэтому украинской власти уже сегодня необходимо задуматься над тем, понимает ли она, что социальная кастовость и протекционизм могут сыграть с ней злую шутку, если она не будет интересоваться тем, как живут (точнее выживают) в подобных условиях рядовые украинцы.

Принцип, что в Украине все платное, кроме работы, не может долго работать и оставаться незамеченным.

Очевидно, что Украина не первая страна, которая проходит по пути «шоковых реформ». Однако почему-то все это «шок» распланирован таким странным образом, что он переброшен на наиболее социально незащищенные слои общества.

Начнем с того, что премьер Яценюк оказался в своих реформах далеко не похож на отца польского экономического чуда Лешека Бальцеровича.

Шок от этих реформ народ очень чувствует, но могут ли они улучшить в перспективе жизни рядовых украинцев?

Для проведения реформ изначально нужен был составленный четкий план их проведения. Но, к сожалению, этого и близко нет до сих пор. Все происходит спонтанно и не прогнозируемо.

Набираются все новые и новые кредиты, выравниваются цифры бюджета под требования МВФ, а главное, что главными приоритетами таких подходов стали макроэкономические показатели, а не живые люди.

За почти два года не прозвучало ни одного слова о создании новых рабочих мест, а главная политика правительства Яценюка сводится к тому, чтобы посадить больше миллионов семей в Украине на «иглу» получение субсидий.

Причем многие из тех, кто действительно в этом сегодня нуждается,  не смогут этого пособия получить вообще никогда.

И это все вместо того, чтобы поднимать социальные стандарты, создавать новые рабочие места, завозить с Запада современные заводы для переработки сельскохозяйственной продукции в глубинке, а в промышленных центрах разворачивать современные заводы и фабрики по западным технологиям.

Хотя о каком планировании реформ вообще можно говорить, когда действующая коалиция — это не что иное, как «сборная политическая солянка», в которой каждая из ее составляющих имеет свое видение, и должна координировать свои действия с бизнес-интересами тех, кто их продвинул.

Ведь пока нет единства, не может быть и никакого стратегического плана действий.

Можно, конечно, попробовать возразить, что мол в условиях войны с Россией планы и стратегия отходят на второй план. Что здесь нужно действовать в зависимости от ситуации, но четко и решительно.

Однако даже небольшой дом невозможно построить без проектирования его плана. Так как же можно реформировать экономику целой большой страны в надежде на то, что как-то оно получится само собой?

В то же время, если внимательно проанализировать выборочно некоторые пункты реформ Бальцеровича, то главное в том, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономическую жизнь общества.

И это необходимо сделать не оставляя ни малейших лазеек для «своих». Поскольку в государстве, где приоритетными являются не интересы граждан, а потребности армии чиновников и бюрократической номенклатуры, очень сложно надеяться на положительные изменения.

В таком случае возникает вообще вопрос, насколько демократической можно считать действующую украинскую власть, поскольку до сих пор не существует механизмов запускания процесса ответственности власти перед народом, что собственно и позволяет делать власти что угодно.

И здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что в условиях тяжелого социального положения общества Бальцерович принял решение не о замораживании зарплат и социальной помощи населению, а был принят закон о налогообложении чрезмерного повышения заработной платы.

Был введен так называемый попивек (польск. Popiwek), налоговые ограничения на рост заработной платы в государственных компаниях для ограничения гиперинфляции.

Отсюда можно сделать два вывода: Лешик Бальцерович не замораживал зарплаты населению; он ограничил заработную плату государственным чиновникам, чтобы они сами себе не назначали европейские оклады в то время, когда другим не за что купить хлеб.

Также Бальцерович подавил в корне возможность применения схемы раздачи дешевых кредитов «своим» (например, через рефинанс или откаты).

Он ликвидировал «прокрутку» полученных кредитов, когда брался кредит и конвертировался в доллар. Дальше только выжидали — пока своя валюта упадет вдвое-втрое — а потом меняли назад и «отдавали кредит». Остальные спокойно положив в карман как чистую прибыль.

В Украине решили пойти другим путем. Просто взяли список «хотелок» постсоветского олигархата, который выдает себя за рафинированных демократов, и нагло обозвали все это аналогом «польских реформ», надеясь, что украинское общество всего этого не поймет.

Между тем, нагрузка на зарплату работника у нас самая большая в мире, а покупательная способность постоянно падает. Конечно, люди тогда будут выбирать самый дешевый из всех возможных товаров — а это в основном импортный секонд-хенд, конфискат и контрабандный товар.

Все это происходит в экономической системе, которая действует еще со времен «реформатора» Кучмы, когда душатся и давятся все попытки самореализации и экономической самозанятости населения.

И складывается впечатление, что украинские «элиты» до сих пор не понимают, что же делать дальше. Следствием чего является высокий уровень безработицы, а безработица обесценивает стоимость рабочей силы. Это в свою очередь приводит к обогащению бизнесменов и обнищанию наемных работников.

На очереди в Украине реформы образования и медицины, сокращение местных и центральных чиновников, полицейских и прокуроров.

Это хорошо, но где создание новых рабочих мест? Где внедрение системы специального среднего образования?

Где столяры, слесари, технологи и другие рабочие специальности? Или у нас в стране все будут только в сфере IТ работать? Это как в 90-х годах все хотели быть юристами и адвокатами, а сейчас все хотят быть IТ-шниками.

В то же время украинцам прививается отсутствие стимула. А это низкая зарплата, которая не покрывает расходов на пропитание и воспитание единицы рабочей силы.

Включительно с дошкольным, школьным, специальным образованием, рекреационными ресурсами, медициной и прочим, а также с текущими расходами — еда, коммуналка, проезд, отдых, создание семьи.

А причина низких зарплат — высокий уровень безработицы. И как бы ни повышали эффективность труда, нет смысла платить высокую зарплату, когда уровень безработицы высокий.

Поэтому сначала необходимо ликвидировать высокий уровень безработицы, а затем повышать эффективность труда. Украина должна бороться за рынки, за контракты и развивать внутреннее потребление.

Даже пойти на то, чтобы предоставлять не в первую очередь нужные услуги и товары отечественного производства населению, но уровень потребления отечественного продукта необходимо резко повысить.

Нужно разорвать этот замкнутый круг, когда Украина на протяжении всех лет независимости классифицируется как страна с репрессивной экономикой.

По свободе ведения бизнеса мы всегда были далеко позади не только полутоталитарной Беларуси, но и коммунистического Вьетнама (о Китае не будем и вспоминать).

И ни одна политическая сила никогда не ставила этот вопрос перед парламентом и обществом. Потому что все они выходцы из старой системы, которым очень комфортно строить свои суперсостояния на загнанных силой в нищету украинцах.

Социальная западня для президента Порошенко заключается в том, что он может не успеть отследить тот момент, когда украинское общество больше не захочет терпеть тотальную нищету на фоне псевдореформ и жирования, а также чрезвычайно высокого уровня жизни политических и экономических «элит».

Так что в этом смысле власть должна оперативно действовать на опережение, и не доводить ситуацию в Украине до крайности.

Необходимо предоставить украинцам свободу экономических действий и разблокировать социальные лифты, а дальше они все смогут сами. У нас народ трудолюбивый и самодостаточный.

                     

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать