Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стоит ли Париж мессы

При каких условиях Украина может остаться один на один с путинской Россией и вооруженными сепаратистами
06 октября, 18:57
ФОТО REUTERS

Переговоры «нормандской четверки» в Париже вроде бы завершились на оптимистической ноте. И вооружения стороны начали отводить от линии разграничения, и насчет выборов на Донбассе как будто договорились. Но хорошие соглашения по Донбассу принимались не раз и не два, а ситуация там по-прежнему тревожная. Хорошо, конечно, что в течение нескольких дней перед встречей четверки почти не было перестрелок, и соглашение о перемирии соблюдалось, но где гарантии, что война не возобновится? Ведь вернуть отведенные вооружения к линии фронта при желании можно за несколько часов. Также неясно, когда будут освобождены украинские пленные, в том числе и удерживающиеся в России. Их освобождение могло бы стать хорошим положительным сигналом о том, что на этот раз все серьезно.

Но главным показателем того, насколько серьезным является обещание Путина повлиять на сепаратистов, станет проведение или не проведение 18 октября местных выборов в Донецке и 1 ноября в Луганске. Их отмена может свидетельствовать, что Путин решил немного снизить градус напряженности на Донбассе. Но и противоположный сценарий отнюдь не исключается. Лидеры сепаратистов вполне могут заявить, что «нормандская четверка» им не указ, и провести нелегитимные с точки зрения украинского законодательства выборы. Если такое произойдет, все участники переговоров окажутся в сложной ситуации. Ведь Минские соглашения будут очевидным образом нарушены. А тут только-только в Париже согласовали, что их действие, быть может, придется продлевать на весь 2016 год или хотя бы до его середины (что Путину чрезвычайно выгодно).

Если сепаратные выборы в «ЛНР» и «ДНР» состоятся, то минский процесс, формально говоря, надо считать сорванным по вине сепаратистов. Вполне вероятно, что Путин к этому и стремится. Тогда западным партнерам по идее необходимо как-то наказывать Москву и вводить новые антироссийские санкции. Но поступать подобным образом очень не хочется. Путин это чувствует, и может рискнуть похоронить парижские договоренности. При этом перемирие боевики будут соблюдать, и украинские войска вряд ли посмеют его нарушить.

Можно допустить, что под прикрытием перемирия Путин попытается «заморозить» конфликт на Донбассе, поставив и Украину, и Запад перед свершившимся фактом. Сепаратисты продолжат формировать органы власти и изгонять с территорий ДНР и ЛНР все украинское. Слишком рано превратившийся в «хромую утку» президент Барак Обама вряд ли будет слишком жестко реагировать на похороны Россией Минских соглашений. Поэтому нельзя гарантировать, что подобные действия Москвы вызовут на практике реальное ужесточение санкций. Все может ограничиться простыми декларациями и символическими жестами. Реализация подобного сценария представляет наибольшую опасность для Украины. Реагировать на него Киев сможет разве что полной блокадой оккупированных территорий и разрывом всех связей с ними, чтобы бремя их содержания стало для Москвы неподъемным.

Однако столь пессимистический для Украины сценарий пока что не кажется наиболее вероятным, поскольку он также является наиболее рискованным для Москвы. А вдруг санкции все-таки ужесточат? Да и даже если сохранят на прежнем уровне, хорошего мало. Экономическое положение России ухудшается из-за падения нефтяных цен и санкций. Поэтому Путин становится все более заинтересован в том, чтобы создать хотя бы видимость урегулирования на Донбассе, чтобы добиваться отмены основных санкций. Ведь существует риск, что если цены на нефть продолжат свое падение, России в скором времени понадобится не просто отмена санкций, но и срочная финансовая помощь Запада в виде льготных кредитов. А такие кредиты могут выдаваться только под конкретные и весомые политические уступки, как это и было в период «перестройки». Путин торопится, чувствуя, что «тучные годы» для российской экономики подходят к концу, и впереди — длинная череда «тощих лет». Поэтому российский президент спешит легализовать все свои незаконные приобретения в результате агрессии против Украины, т. е. Крым и Донбасс.

Если Крымский полуостров Путин хотел бы оставить в составе России окончательно и бесповоротно, то оккупированные районы Донбасса он, напротив, хотел бы вернуть Украине. Но только в виде этакого «троянского коня», чтобы надежно блокировать все попытки Киева интегрироваться в Евросоюз и НАТО и уйти из-под удушающего российского влияния. Частью реализации такого сценария может быть озвученное через СМИ предложение сепаратистов перенести объявленные ими местные выборы в «ДНР» и «ЛНР», но только в обмен на определенные изменения в украинском избирательном законодательстве, которые вряд ли будут приемлемы для украинской стороны. Во-первых, боевики требуют амнистии для всех сторонников самопровозглашенных республик, в том числе и тех, на кого заведены дела за конкретные уголовные преступления. Во-вторых, сепаратисты настаивают на изменении того пункта законодательства Украины, который предусматривает, что даже при проведении выборов по мажоритарной системе выдвижение кандидатов может происходить лишь от тех субъектов избирательного процесса, которые официально зарегистрированы в Украине. Лидеры «ДНР» и «ЛНР» хотели бы, чтобы в местных выборах на Донбассе разрешили бы участвовать и таким кандидатам, которые выдвинуты от общественных объединений, действующих только в Донецкой и Луганской областях. И это второе требование в гораздо большей степени подрывает государственное единство Украины, чем требование всеобщей амнистии для боевиков.

Если Киев данное требование в той или иной форме примет, то создастся ситуация, когда в Украине, наряду с общеукраинскими политическими партиями и организациями, смогут существовать региональные организации, которые ограничивают свою деятельность одним или, в крайнем случае, двумя смежными регионами, но при этом полноценно участвуют в выборах разных уровней. Такие поправки будут служить поощрению сепаратизма, причем не только на Донбассе. Надеюсь, что все более или менее ответственные украинские политики это понимают и на уступки сепаратистам в данном принципиальном вопросе не пойдут. Такие уступки были бы разрушительны для украинской государственности.

Именно эти условия, о полной амнистии боевиков еще до выборов, о принятии нового специального закона об особом статусе Донбасса и нового закона о выборах с учетом пожеланий сепаратистов, если верить представителю Администрации Президента, и пытались навязать Порошенко в Париже. Но Президент Украины не поддался на шантаж. Очевидно, те же уступки сепаратисты с помощью России будут пытаться продавить и на заседании Контактной группы в Минске. Лидеры «ДНР» и «ЛНР» прекрасно понимают, что никакие спешно созданные и создаваемые на территории самопровозглашенных республик общественные и политические объединения и организации не имеют никаких шансов быть зарегистрированными Минюстом Украины. Поэтому и стремятся заранее выговорить себе право в каких-то принципиальных вопросах, в частности, в плане избирательного законодательства, жить вне правового поля Украины.

В то же время, совершенно очевидно, что в любом случае внести требуемые сепаратистами изменения в украинское законодательство до 18 октября невозможно даже чисто технически. Поэтому нельзя исключить, что предложение о переносе выборов направлено лишь на то, чтобы украинская сторона его отвергла.

Тогда Захарченко и Плотницкий могут объявить, что, раз Киев не идет на уступки и отказывается согласовать вопрос о местных выборах, то самопровозглашенные республики самостоятельно проведут сепаратные выборы 18 октября и 1 ноября, как и планировали. Это будет означать возвращение к жесткому, конфронтационному сценарию. Однако повторю, что мне такой сценарий не кажется наиболее вероятным. Скорее всего, сепаратисты объявят об отмене или переносе назначенных ими местных выборов, причем сделать это придется, естественно, до 18 октября и без каких-либо предварительных условий. В частности, речь может пойти о переносе выборов, например, на ранее озвучивавшуюся представителями сепаратистов дату 21 февраля 2016 года.

Таким образом, Кремль и его марионетки получат возможность шантажировать Украину и держать весь процесс подготовки к местным выборам в подвешенном состоянии, угрожая в случае неприятия своих требований проведением сепаратных выборов. Здесь Киеву необходимо настаивать на безусловном отказе, без каких-либо переносов, от проведения выборов на Донбассе вне законодательства Украины.

Но даже если сепаратисты в конце концов согласятся на проведение выборов по украинским законам, здесь останется немало подводных камней. Естественно, свободные выборы на Донбассе могут проходить только при условии вывода с его территории всех иностранных войск и иностранных добровольцев, равно как и всех тяжелых вооружений, разоружения незаконных вооруженных формирований и взятия Украиной под контроль российско-украинской границы в ныне оккупированных районах Донбасса. Иначе выборы превратятся в фарс, в ходе которого нынешние лидеры сепаратистов получат вполне легальный статус представителей местной власти. Однако Россия до сих пор так и не признала наличия своих войск и вооружений на Донбассе, и совершенно непонятно, как она будет обещать вывести то, чего, по уверениям Кремля, на Донбассе нет и никогда не было. А вот Германия и Франция, понимая, что Путин не собирается уходить с Донбасса, как кажется, готовы пойти по легкому пути: сначала местные выборы на Донбассе, пусть по украинскому законодательству, но при негласном присутствии «зеленых человечков», а только потом передача украинско-российской границы в Донбассе под контроль украинских пограничников.

Если Порошенко согласится на такой сценарий развития событий, это станет катастрофой для Украины. Ведь тогда лидеры боевиков будут легализованы, российские войска и добровольцы со всем своим вооружением на Донбассе останутся, а украинские пограничники на границе с Россией фактически окажутся в заложниках у «вежливых людей» с танками и автоматами и ничего реально контролировать не смогут. В то же время, формально Минские соглашения будут выполнены, санкции с России сняты, и Запад лишится основного рычага давления на Россию, который он сегодня использует. Заверения о том, что на встрече в Париже была достигнута договоренность о допуске наблюдателей ОБСЕ к российско-украинской границе, способны вызвать только грустную улыбку. Мы уже убедились, как эти наблюдатели контролируют (вернее, не контролируют) зону конфликта. И тогда Украина по-прежнему останется один на один с путинской Россией и вооруженными сепаратистами, но уже без прежней поддержки мирового сообщества.

Чтобы не допустить столь неблагоприятного развития событий, Украине необходимо любой ценой не допустить проведения выборов на Донбассе на подобных условиях. Пусть лучше они будут отложены на неопределенно долгий срок. Ведь в этом случае Россия не выполнит Минские договоренности, и санкции и давления Запада на нее, как минимум, сохраняться на прежнем уровне. Окончательным же урегулированием конфликта на Донбассе тогда, в конечном счете, придется  заниматься новой американской администрации.

Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва, специально для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать