Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина между партией войны и партией мира

11 сентября, 18:05
ФОТО REUTERS

Минский протокол вызвал весьма острые дискуссии как в Украине, так и во всем мире. В первую очередь, в России. Все это вполне объяснимо и легко было прогнозируемо.

В основе обсуждения на начальном этапе были военно-политические аспекты. В действенность и продолжительность прекращения огня никто не верил. Со стороны террористов сразу раздались голоса, что для них это вынужденный шаг, предпринятый в связи с обстоятельствами. На того, кто вызвал такие нехорошие для них обстоятельства, прямо не указывали, но прозрачно намекали.

Москве уже не один раз приходилось весьма жестко одергивать не в меру болтливых своих донецко-луганских приспешников, вплоть до дезавуирования на самом высоком уровне их слов. На этот раз в Белокаменной хранили гордое молчание, что косвенно подтверждает серьезную неудовлетворенность подписанным протоколом. Очень хотелось большего, но пришлось пока довольствоваться достигнутым.

Киев не без давления извне тоже принял решение о передышке. Международные аспекты принятого решения требуют отдельного рассмотрения, сейчас стоит сосредоточиться на внутриполитических причинах согласия на подписание протокола.

На украинской политической сцене явно обозначилось два течения: партия войны и партия мира. При этом в каждый из этих секторов попадают организации, являющиеся, по крайней мере, на словах и лозунгах политическими завзятыми оппонентами.

Партия мира, конечно, представлена Президентом, его партией и союзниками в лице УДАРа. К ним примыкают и те, кто совсем недавно откололся от Юлии Тимошенко. Формально за мир выступают осколки Партии регионов, сами регионалы. Будут и другие маргинальные группы. Проблема в том, что Президент, его союзники и остатки регионалов в любом обличье совершенно по-разному понимают не только мир, а то, что должно последовать после него. Тем не менее, из этого лагеря не раздаются призывы остановить сдачу Донбасса и всей страны.

Партия войны, вообще говоря, тоже за мир. Только пути достижения его видят в усилении дальнейшего противостояния с Россией до полной и безоговорочной победы. Последние заявления Юлии Тимошенко, ее соратников однозначно свидетельствуют о том, что ее партия идет в парламент в качестве оппозиции к Президенту и возможной коалиции, которая будет сформирована. Пока на примерно таких же позициях находится и партия Анатолия Гриценко, хотя в будущем парламенте будет проводить собственный курс.

Минский протокол в политическом и предвыборном смысле Президент будет характеризовать как свое большое достижение. В стране явственно обозначилась некоторая усталость от войны. Вернее говоря, не от самих боевых действий, а от той некомпетентности, неорганизованности и прочих отрицательных моментах в их проведении. Даже сугубо гражданские люди понимают, что украинские силовики, отступают, несут неоправданные потери, страдают от недостаточного тылового обеспечения из-за коррупции и нереформированности военного и государственного аппарата. Волноваха, Иловайск являются наглядным подтверждением того, что так войну с достаточно сильным противником вести нельзя.

Быстро изменить такое положение, даже если бы очень хотел, Президент не может. По ряду как объективных, так и субъективных причин. Чтобы несколько смягчить ощущение безысходности и некоторого разочарования, ему как воздух необходима передышка в боевых действиях. В политическом, информационном и пиаровском смыслах в разворачивающейся предвыборной кампании предстать в облике не просто миротворца, а человека остановившего войну, при всех проблемах в осуществлении режима прекращения огня, представляется в электоральном смысле крайне выгодным. Тем более, остановлен вполне возможный штурм Мариуполя с неясными перспективами отразить его. Возможная потеря важнейшего в стратегическом отношении города грозила не только поражением в войне, но и малопредсказуемыми внутриполитическими последствиями. В первую очередь, для Президента. В этом смысле минский протокол был для нашего гаранта жизненной, вернее политической необходимостью с пометкой «срочно».

За истекший период к Президенту накопилось достаточно много претензий. Реальных и мнимых. Для получения такого состава парламента, в котором можно будет сформировать устойчивое большинство, обществу было необходимо представить то, что, по мнению организаторов пропрезидентской предвыборной кампании, будет выглядеть очень важным и доходчивым. Ничего лучше принесенного мира быть не могло. Вот его и предъявили.

С этой точки зрения режим прекращения огня будет поддерживаться до парламентских выборов. В значительной степени от их арифметических результатов будет приниматься решение о следующем этапе политического курса. Несомненно, с учетом реальных возможностей украинских силовиков в условиях холодной погоды и экономических, а также энергетических, сложностей. Конечно, многое будет зависеть от Путина. Пока можно предполагать, что в Москве также вынуждены, пусть и без особого желания, занять более взвешенную позицию. Как оказалось и там проблем полным полно.

Легко прогнозировалось, что партия войны поднимет крик вокруг минских протоколов. При этом так называемый слив Донбасса будет самым легким и простым. Открыто выступить против прекращения огня представлялось нецелесообразным. Поэтому попытки обострить внутреннюю и внешнюю ситуацию производятся на периферии.

Сначала «Батьківщина» настаивала на немедленной ратификации Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В дипломатическом и юридическом смысле особого выигрыша не было. Тем не менее, попытка поднять градус напряженности в обществе была налицо. Особой прибыли от этой кампании не было, и так было ясно, то Соглашение будет ратифицировано и время такого акта не играет особой роли. Тем более, что власть договорилась о синхронной ратификации с Европарламентом. Что может быть лучше в информационном смысле.

Тогда взялись за референдум по вступлению в НАТО. При этом результаты для новоявленных евроатлантистов из «Батьківщини» неоднозначные. Хотя число сторонников вступления в Альянс и серьезно выросло, но отношение к блоку продолжает оставаться неоднозначным. Противников вступления стало меньше, но все-таки большинство.

Сам факт проведения такого референдума вызвал бы весьма бурную реакцию в Москве с соответствующими действиями. Вплоть до срыва минских договоренностей. Соответственно это поставит Президента в весьма затруднительное положение. И это первая и достаточно ясная цель Юлии Тимошенко и ее партии.

Вторая цель не столь явная, четко не проговоренная, но логически вытекающая из создавшегося положения. Представим, что референдум о вступлении в НАТО проводится и дает отрицательный результат, то есть большинство выскажется против. Больше всех обрадуются в Москве и в очередной раз поймут, кто их настоящий союзник. Прямых доказательств существования такой цели нет, но не столь наивные люди находятся в окружении Юлии Тимошенко, чтобы трезво не оценить вполне возможную перспективу провала евроатлантического курса. Следующий подобный референдум можно будет провести только через два года, и противники вступления будут иметь на руках относительно недавние результаты предыдущего волеизъявления. Вот и возникает подозрение, что не такие в партии «Батьківщина» евроатлантисты, какими так хотят казаться.

Третья цель партии войны относится к политтехнологическим в ходе избирательной кампании. Идея проведения референдума должна несколько отвлечь внимание от мирной инициативы Президента. Прямо против мира выступить нельзя, много говорить о сливе Донбасса себе в убыток, а вот референдум, информационный фон вокруг него, противодействие России должны избирателям показать, кто истинный патриот Украины.

Как только проведут партийные съезды, зарегистрируют списки, выдвинут своих кандидатов в мажоритарных округах так дискуссия о войне и мире, вступлении в НАТО выйдет на финишную прямую. Аккомпанементом ей будет ситуация с нарушением режима прекращения огня в Донбассе. Надо полагать, что в меру своих сил российские войска и их подчиненные террористы с приближением даты выборов все чаще будут устраивать провокации. Тем самым Москва будет лить воду на мельницу партии войны. Даже не из соображений ее поддержки, хотя и не без этого, а для того, чтобы сорвать или максимально затруднить проевропейский и евроатлантический курс Украины.

Предотвратить отказ Киева от внеблокового статуса, судя по всему, Москве не удастся. Аналогично будут ратифицировано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Два важнейших шага на пути сближения с НАТО и получения в ближайшем будущем особого статуса в сотрудничестве с Альянсом по примеру Грузии, Украина пройдет. Для Москвы это равнозначно серьезному поражению. Несмотря на аннексию Крыма, интервенцию в Донбасс добиться отхода Киева от проевропейского курса не удалось. Не особо помогает торговый и энергетический шантаж. Шансы прямой российской и слегка закамуфлированной пророссийской агентуры оказаться в новом составе Верховной рады, минимальны. Какие-то осколки проберутся, но погоды они делать не смогут. И это очередное поражение Кремля.

Остается только одно. Искать ситуативных союзников, которые могут составить хоть какую-то оппозицию Президенту. Прямо называть какую-либо фракцию пророссийской в Москве не будут. Такое способно ее просто убить. Тем не менее, следует ожидать поиска каких-то точек соприкосновения с оппозиционерами. Лучше всего с радикалами,  популистами и тех, кто под них будут рядиться. Они много и красиво кричат, предлагают столь понятные многим простые решения. Понимая с какими олигархическими группами они связаны, следует предполагать, что именно на них и будет сосредоточено внимание Москвы.

К минским протоколам очень много вопросов. Тем не менее, они уже стали реальным политическим фактом. Отношение к ним и будет определять развитие украинской политической жизни. Как в ходе избирательной кампании, так и после нее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать