Двойной праздник
К своему юбилею мастера Национального академического драматического театра им. Ивана Франко подошли креативно и пригласили гостей в виртуальное путешествие на «корабле» через бурное море исторических событий, которые выпали на долю этого прославленного коллектива. Сценарий действа написали Лесь и Назар Заднипровские, которые стали капитаном и штурманом действа (режиссеры – Дмитрий Чирипюк и Петр Ильченко), а членами команды флагмана под гордым названием «Франко» выступили почти все актеры.
В 1920-е родился Театр им. И. Франко, вместе с народом пережил тяжелые времена Голодомора и репрессий, поддерживал веру в победу на фронтах Второй мировой войны, вместе с киевлянами работал на восстановлении сердца столицы — Крещатика, с достоинством отстаивал лучшие достижения национального наследия, заботился о возрождении духовности и самосознания каждого украинца.
Это был рассказ, как формировала свой художественный стиль и общественную позицию главная сцена страны. Ведь только зная досконально прошлое, можно строить будущее. На большом экране демонстрировали фото актеров и режиссеров – от Гната Юры, Натальи Ужвий, Амвросия Бучмы, Полины Нятко, Ольги Кусенко, Нонны Копержинской, Юлии Ткаченко, Михаила Заднипровского, Сергея Данченко, Богдана Ступки и других до деятелей искусства, которые сейчас продолжают дело франковцев, показывали отрывки из знаковых спектаклей, которые сохранились в архиве («В степах України», «Калиновий гай», «Фараони», «Кассандра», «Свіччине весілля», «Енеїда», «Украдене щастя », «Цар Едіп», «Тев’є-Тевель», «Пора жовтого листя», «Візит старої дами», «Пігмаліон») ...
Получилось ностальгически, лирически и искренне, но без помпы и фейерверков потому, что времена сейчас тяжелые — Крым аннексирован Россией, на востоке не прекращаются военные действия. Напомним, франковцы первыми из творческих коллективов выступили с инициативой проводить благотворительные спектакли, помогая раненым бойцам АТО, выступая в госпиталях и приглашая на свои наиболее резонансные спектакли переселенцев из Крыма и Донецкой и Луганской областей, а также военных, приезжающих на ротацию в Киев.
Сегодня Театр им. И. Франко удерживает лидерские позиции, много экспериментирует (особенно на Камерной сцене, которая носит имя С. Данченко, а была открыта благодаря легендарному Богдану Ступке), и эти творческие поиски осуществляются под руководством нынешнего художественного руководителя коллектива Станислава Моисеева. Приятно, что на праздник франковцев пришло много гостей и настоящих поклонников Мельпомены. Был и Президент Украины Петр Порошенко, который лично поздравил деятелей искусств и наградил государственными наградами за весомый личный вклад в развитие украинского театрального искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство.
Ордена получили: генеральный директор театра Михаил Захаревич — орден князя Ярослава Мудрого IV степени, ведущие актеры Василий Мазур и Владимир Нечепоренко — орден «За заслуги» III степени, а ведущие актрисы Людмила Смородина и Ираида Цареградская — орден княгини Ольги III степени.
Звание «Народный артист Украины» присвоены: Анатолию Гнатюку, Олегу Стальчуку и «голосу Майдана» Евгению Нищуку.
Звание «Заслуженный артист Украины» отныне имеют Александр Печерица и Светлана Прус, а «Заслуженными работниками культуры Украины» стали заведующий художественно-постановочной частью Николай Диченко и заместитель начальника портновского цеха Людмила Марковская.
Следует отметить, что сейчас в нашей столице проходит театральный бум. Залы переполнены, а перед началом спектаклей часто можно услышать: «У вас есть лишний билет»? Почему люди идут в театр, что там ищут, какие постановки сейчас надо ставить — на эти вопросы «Дня» отвечают гости и сами франковцы.
Лесь ТАНЮК, председатель Национального союза театральных деятелей Украины:
— Я убежден, что люди идут в театр, чтобы перезарядить свой духовный «аккумулятор», потому что повседневная жизнь часто имеет серый оттенок, и только в театре зритель переживает то, что театр моделирует для человека и переживает, чего не может происходить в его жизни. Публика идет в театр не только за релаксом и отдыхом, как за бутылкой пива, а за высоким духовным наслаждением, самопознанием: кем ты являешься, как надо жить, куда идти, какая судьба нам выпала... Думаю, что именно сейчас, когда идет война на востоке; уже год, как оккупирован россиянами Крым, театр играет колоссальную роль в формировании человеческого сознания.
95 — это важная дата, и я хочу дожить до столетия Театра им.И. Франко. И чтобы в юбилейный год коллектив пришел с хорошими достижениями. Сейчас, на мой взгляд, какая-то определенная пауза, и это связано со смертью Ступки, потому что Богдан Сильвестрович был не только прекрасным актером, но и мудрым руководителем театра, приглашал разных режиссеров ставить спектакли, и это было свежей творческой кровью для актеров. Сейчас уже третий год художественным руководителем является Станислав Моисеев — человек творческий (в этом году получил на «Киевской пекторали» почетную награду как лучший режиссер за спектакль «Така її доля» на шевченковскую тематику), и постепенно все налаживается. Считаю, что франковцы должны ставить больше лидерских постановок на большой сцене, а не только творчески экспериментировать на Камерной сцене (потому что самое интересное сейчас представлено на Малой сцене), и чувствуется, что вот-вот увидим очень резонансные спектакли.
Петр ЧУПРИНА, генеральный директор Национальной оперы Украины:
— Несмотря на все коллизии, происходящие в политической и повседневной жизни нашей страны, люди всегда нуждались в эмоциональных компенсаторах. Театр был и есть институтом, дающим ответы на вопросы, которые встают перед народом при любых коллизиях и процессах, происходящих в нашей стране. Интерес к театру растет, и это очень радует. Я поклонник Театра им. И. Франко и стараюсь не пропускать резонансных событий и искренне поздравляю весь коллектив с юбилеем.
Нелли КОРНИЕНКО, искусствовед:
— Сейчас зритель возвращается туда, откуда он ушел несколько лет назад. Сейчас в нашем обществе дефицит ценностей. Театры должны поднимать вопросы на глубинные темы — Родина, любовь, семья...
Театр им. И. Франко переживал несколько волн — интересных, сложных, драматических. С одной стороны, это театр Г. Юры — традиционно социально-психологический, и в то время были свои хорошие достижения. На этой сцене играли прекрасные актеры: Копержинская, Ужвий, Олексенко и многие другие, которые являются «золотым фондом». Были взлеты и падения... Яркую страницу вписал Сергей Данченко, а его постановки «Украдене щастя», «Енеїда», «Візит старої дами», «Тев’є-Тевель» — это театральные шедевры! Сейчас франковцы словно сделали выдох, чтобы снова поднять свою творческую планку (что-то в эстетическом и художественном плане получается, а что-то – нет), много ищут и, думаю, обязательно найдут!
Юрий БОГУЦКИЙ, советник Президента, директор Института культурологии АИУ:
— В театре люди хотят найти ответы на различные вопросы жизни. И не важно, смотрят они драму или комедию. В каждом произведении есть своя «изюминка», и надо эту истину уметь услышать, довериться творцам и сделать для себя выводы. Театр выполняет много функций. Это универсальный вид искусства, и не зря еще греки говорили, что каждый спектакль — это единство драматурга, актера и зрителя. Без этих компонентов театра не бывает. Здесь все в живую, и зритель чувствует ту энергетику, которая исходит от актеров. Каждый спектакль неповторим! Для меня Театр им. И. Франко — столп украинского театрального искусства, его история поучительная и очень интересная. Сегодня это главный театр Украины, и хочется, чтобы слава франковцев только росла, чтобы наше искусство больше знали в мире. Видимо, не случайно, что Международный день театра отмечают именно весной, когда рождается природа, и каждая новая постановка — это чудо, которого ждут зрители.
Эдуард МИТНИЦКИЙ, художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— Ставить надо все! И ставить хорошо, вкладывая сердце в каждый спектакль, словно это в последний раз... Сегодня люди ищут в театре опоры хотя бы образной, художественной. Следует помнить, что завтрашний день сегодняшним не заканчивается, что есть смысл создавать, бороться, искать, надеяться. У людей преобладает настроение опасности, и каждый сам пытается как-то решить эту проблему: кто-то замыкается, прячется, теряет уверенность в себе, кто-то ищет пути выхода из жизненного лабиринта. И в такое непростое время театр помогает людям. Мне кажется, сегодня нужно ставить пьесы, восхваляющие человеческое мужество, сюжеты о том, зачем люди живут (не только ради куска хлеба зарабатывать деньги — это лишь укорачивает жизнь, а во имя чего — и это дает смысл жизни).
Что касается франковцев, то, на мой взгляд, коллектив пережил два «золотых века» — период работы Амвросия Бучмы и Гната Юры, когда в театре работали Юрий Шумский, Евгений Пономаренко, Наталья Ужвий; и период Сергея Данченко. От его спектаклей всегда чего-то ждали, и он, как правило, не разочаровывал публику. Это настолько мобильный театр, и сегодня я жду новых, оригинальных, постановок.
Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик, директор Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины:
— Судя по публике, которая пришла на юбилей франковцев, проблем с заполнением зала в театре нет. Этот коллектив любят и на спектакли ходят семьями и с друзьями. Меня радует, что афиша очень разнообразная, и театр задает тон, является главной сценической площадкой нашей страны. Коллектив имеет уникальные традиции (прежде всего классические, но не боится искать новое и экспериментирует). Здесь с успехом идут как произведения украинской и зарубежной классики, так и современные произведения. «Сокровищем» был и есть прекрасный актерский состав — это универсальные мастера драматического искусства, которые замечательно поют и танцуют. У меня такое впечатление, что артисты с удовольствием выступают на сцене, и эта энергетика передается зрителям. Кто хотя бы раз пришел на спектакль, уже становится театроманом и поклонником творчества франковцев.
Станислав МОИСЕЕВ, художественный руководитель Национального театра им. И. Франко:
— Нужно внимательно слушать и чувствовать пульс настоящей жизни, а потом принимать решение, какую пьесу ставить. Сейчас такое время, когда важно понимать, чего от театра ждет зритель, и что мы ему можем предложить. Я не считаю, что надо только развлекать публику, чтобы она забыла на спектакле о проблемах. Судя по нашей афише, зрителей привлекают постановки, где есть размышления и поднимаются вопросы о человеческих ценностях. Важно талантливо поставить и сыграть, потому что публика чувствует фальшь. Ближайшая наша премьера состоится 3 апреля на Камерной сцене. Спектакль «Дівка. Українська Love story» поставила Елена Роман по пьесе Веры Маковей «Дівка на видданє», а 23 апреля приглашаю посмотреть эксцентрическую драму «Ерік XIV», которую я ставлю по Августу Стринбергу, в главной роли выступит Евгений Нищук. В июне покажем новинку — «12 стільців», а под конец сезона — «Ліс» Островского. Думаю, эти спектакли и станут ответом на вопрос, что сегодня надо ставить на франковской сцене.