Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Джеффри ПАЙЕТТ: наилучший ответ на агрессию Путина – это продолжение продвижения в экономических реформах...

25 сентября, 11:47

В Украине очень сдержанно прокомментировали результаты однодневного визита президента Петра Порошенко в Вашингтон. «Много аплодисментов, но мало конкретной помощи, в частности летального оружия», в котором нуждается украинская армия, чтобы противостоять российской агрессии» —  таким было мнение большинства экспертов. А как в самих Соединенных Штатах оценивают результативность этого визита, который был действительно очень насыщенным встречами, переговорами и выступлениями, в том числе на совместном заседании палат в Конгрессе, что является большой честью для любого иностранного лидера? С этого начался разговор с послом США Джеффри ПАЙЕТОМ в Украине, который непосредственно был свидетелем всех вышеупомянутых событий и который пообещал «Дню» рассказать обо всем этом еще на прошлой неделе.

«США ПРЕДАНЫ УСПЕХУ УКРАИНЫ, УСПЕХУ УКРАИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ, УСПЕХУ АДМИНИСТРАЦИИ ПОРОШЕНКО»

—  Я считаю, что это был очень успешный визит. Это было очень поражающе —  увидеть украинского президента, который так хорошо чувствовал себя, то ли в Овальном кабинете, то ли в Атлантическом Совете, на совместном заседании палат Конгресса, а это самая известная платформа, которую наша страна могла предоставить.

И один мессидж, который был сильнее других, во время частной встречи президента Обамы с президентом Порошенко, заключался в том, что США являются преданными успеху Украины, успеху украинской демократии, успеху администрации Порошенко.

Он имел исключительно много времени, завтрак продолжительностью один час с госсекретарем Керри, потом совместное заседание палат Конгресса, за которым состоялось принятие нашими лидерами Конгресса, после этого — продолжительный ланч в частной резиденции вице-президента Байдена, а тогда продолжительную встречу с президентом Обамой, пресс-комментарии, впоследствии Порошенко был в студии и дал интервью Вульфу Блитцеру. Он посетил мемориал Шевченко, именно там я сделал свое первое видеообращение к украинцам. Нужно еще вспомнить очень хорошо воспринятую его речь в Атлантическом Совете, которую среди других посетили два бывших советника президента по национальной безопасности: генерал Скоукрофт и господин Хедли, сенатор Менендес и Джон Хантсмен, бывший посол, губернатор и кандидат на должность президента.

МЫ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛУЧАЕМ, ЧТОБЫ ПОДАРИТЬ ПОСЛУ США ТОЛЬКО ЧТО ИЗДАННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ «ЛЮДИ МАЙДАНУ» И ИЗДАННУЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КНИГУ «УКРАИНА INCOGNITA ТОП-25». А ЭТО КАК РАЗ ДВА НОВЫХ «ПЛОДА», КОТОРЫЕ «ВЫРОСЛИ» НА ДЕРЕВЕ ПРОЕКТОВ «ДНЯ», КОТОРОЕ УВИДЕЛ ЛЕТОМ В КАБИНЕТЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ПОСОЛ, КОГДА  ПОСЕТИЛ РЕДАКЦИЮ В КАЧЕСТВЕ ЛЕКТОРА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ДЖЕФФРИ ПАЙЕТТ: «ЭТО ФАНТАСТИЧЕСКИ. КАК РАЗ ТО, ЧТО КАЖДЫЙ ХОТЕЛ БЫ ИМЕТЬ КАК  ПОДАРОК НА ПАМЯТЬ. ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЮ И ЗА КНИГУ «УКРАИНА INCOGNITA ТОП-25»

Поэтому Порошенко увидел всех в ходу, так можно сказать, 24-часового марафона. Но главным месседжем, как я уже сказал,  была поддержка Соединенными Штатами его успеха.

Что касается  вопроса помощи в сфере безопасности, то очень важно понять, как много нового мы объявили. Президент Обама сообщил президенту Порошенко, что мы увеличиваем нашу помощь в секторе безопасности Украины на  $46 млн. До этого она составляла $70 млн., а до кризиса — менее $10 млн. Следовательно, мы увеличили общий объем помощи в 15 раз. Это огромное увеличение.

Президент Обама сообщил, что в новую предложенную помощь добавляются новые программы, включая предоставление Украине современных противорадарных систем, чтобы помочь украинским вооруженным силам защититься против непрямого огня со стороны России и сепаратистов. Также речь идет о новой программе для военной совещательной помощи сектору безопасности Украины и о новой программе консультирования и технической помощи в боевой медицине, чтобы помочь украинской армии справляться более эффективно с ранениями персонала. Этот вопрос последние несколько недель я обсуждал с доктором Богомолец. Я очень рад, что мы здесь продвинулись вперед. Поэтому вы видите несколько новых инициатив.

Кроме того, что мы уже делаем, предоставляя бронированные машины, системы ночного виденья, устройства по обезвреживанию взрывных устройств, медицинскую помощь, мы предоставляем очень большой объем поддержки в сфере безопасности с целью помочь Украине защищаться.

Я считаю, что президент Порошенко очень четко отметил в своем выступлении в Атлантическом Совете, а я в своем Twitter повторил это: «цель безопасностной помощи Украине не в том, чтобы выиграть нынешнюю войну, а в том, чтобы помочь предотвратить будущую войну и защитить себя». И этого хотим и мы. И эта мысль проходила в выступлении Порошенко в Конгрессе, Белом доме, что он полностью предан своему мирному процессу и его успеху.

Мы подчеркнули нашу поддержку этому процессу. Было очень важно, что визит состоялся после того, как Верховная Рада приняла два важных закона: «Закон о специальном статусе для части Донбасса» и «Закон об амнистии». И если взглянуть на этот мирный план из 12 пунктов, Порошенко сделал все возможное, чтобы выполнить это соглашение.

Россия не сделала всего возможного. Россия не возобновила украинский контроль за границей. Россия не завершила выведения всех войск и всего тяжелого вооружения, всех наемников с украинской территории. Россия не освободила всех политических заключенных и заложников, которых она удерживает в результате этого конфликта. Поэтому в данный момент, в плане поддержания мирного процесса, наш центр внимания на России и действиях, которые она и пророссийские сепаратисты должны сделать.

«МЫ ВЕРИМ, ЧТО УКРАИНА ДОЛЖНА БЫТЬ СПОСОБНА ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И МЫ БУДЕМ ЕЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ В ЭТОМ ...»

  Господин посол, но даже демократ-республиканец председатель Сенатского комитета по заграничным делам Менендес, не говоря уже о сенаторе Маккейне, призывают администрацию Обамы предоставить Украине летальное оружие...

—  Я провел некоторое время в Вашингтоне, у нас там есть внутренние горячие дебаты, в которых больше идет речь о политике, чем о практическом приложении. Что касается практики, как мы уже говорили многократно, что нет военного разрешения этого конфликта. Но мы верим, что Украина должна быть способна защитить себя и мы будем ее поддерживать в этом. Мы оказываем существенную помощь сектору безопасности, чтобы помочь Украине защититься. Называете ли вы эту помощь летальной или нелетальной, для меня это вопрос, который я оставил бы Вашингтону. Потому что важная вещь состоит в том, что мы  помогаем Украине, ее сектору безопасности защитить ваш суверенитет и территорию, и мы делаем это совместно с нашими европейскими партнерами. Все страны-члены НАТО в настоящий момент предоставляют помощь Украине. Мы поощряем все страны-члены НАТО оказывать безопасностную помощь Украине. И мы собираемся делать это совместно с нашими европейскими партнерами. Но мы также собираемся продолжать поддерживать мирный план президента Порошенко, желание украинского народа определять свое будущее.

—  Можете ли вы объяснить, в чем проблема с принятием закона «О поддержке свободы Украины»? Потому что даже в день визита Порошенко в Вашингтон сенатский комитет принял проект данного закона, который предусматривает предоставление нашей стране статуса главного союзника — не члена НАТО?

—  Это так. Если посмотреть на это решение сенатского комитета, то оно было единодушным. Но я бы подчеркнул, что особенно в этот момент как раз в канун напряженных выборов в конгресс США, которые состоятся в ноябре, очень важно, что республиканцы и демократы едины в поддержке Украины. Это было что-то чрезвычайное — находиться в Палате представителей во время речи Порошенко на совместном заседании Конгресса. Я знаю, что вы это смотрели по телевидению. Но быть там лично, слышать аплодисменты, видеть твердую поддержку Украины и украинского народа — это было удивительно. Поэтому мы приветствуем такое взаимодействие Конгресса. В конечном итоге или резолюция, которую проголосовал сенатский комитет, будет принята в качестве закона, почти не имеет значения. Потому что четким является сигнал поддержки Украины, президента Порошенко, его мирного плана, украинского народа.

«В УКРАИНУ ОЧЕНЬ СКОРО ПРИБУДЕТ ГРУППА СОВЕТНИКОВ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ УКРАИНСКИМ ВОЕННЫМ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ АРМИЮ»

  Но считается, что благодаря данному закону Украина может стать главным союзником США и получать значительно больше военной помощи, чем это имеет место с Израилем и Египтом.

—  Как сказал Порошенко в его телеинтервью здесь в Киеве в воскресенье, в плане нашего сотрудничества Украина уже находится на высшем уровне, чем любая страна, которая не является членом НАТО. Мы собираемся сделать больше. Очень хорошо, что учения Rapid Trident проходили на Яворивском полигоне одновременно с пребыванием Порошенко в Конгрессе. Мы будем продолжать сотрудничать в этой сфере. Опять-таки в Украину очень скоро прибудет группа советников, которая поможет украинским военным модернизировать и развить современную престижную и профессиональную армию, чтобы более эффективно защищать свою территорию.

   Один из украинских экспертов в интервью «Дню», комментируя результаты визита украинского президента в США, отметил, что в Вашингтоне должны понять, что остановить российскую агрессию исключительно дипломатическими средствами невозможно. Что вы скажете на это?

  —  Я считаю, что этот конфликт должен быть решен путем дипломатии. Вы уже слышали от меня раньше, что Украина может изменить много вещей, но не может изменить свою географию. Россия  ваш сосед. С нашей точки зрения, лучший способ для Украины защититься, лучший ответ на агрессию Путина это — продолжение продвижения в экономических реформах, в борьбе с коррупцией, в создании среды, которая будет привлекательной для ваших инвесторов. Также важно, что вне рамок своей публичной программы Порошенко смог встретиться с нашим министром энергетики доктором Монис. У них были очень хорошие дискуссии о нашей поддержке энергетической безопасности Украины. Ныне здесь в Киеве находится команда, которая работает с министром Проданом, с вице-премьером Гройсманом, «Нафтогазом», чтобы помочь определить пути, как обезопасить энергетическую ситуацию в Украине зимой, чтобы помочь ликвидировать вашу уязвимость в противостоянии российскому энергетическому давлению совместно с нашими европейскими партнерами.

Я рад, что вчера мы смогли объявить визит в Украину в пятницу министра торговли Пенни Прицкер. Она самый высокий чиновник   украинского происхождения в администрации Обамы. Она приедет сюда с миссией определить пути и возможности расширения торговли и инвестиций между нашими странами. И наконец, ключом для защиты от российской агрессии является сильная, экономически дееспособная Украина, которая вживляется в европейские институты. Но конечно, у вас должны быть средства для защиты, и мы будем продолжать их развивать.

«... СЕЙЧАС НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТМЕНЯТЬ САНКЦИИ»

—  Господин посол, вы, по-видимому, сами уже видели публикации в западных медиа, в частности вчерашнюю статью Джуди Демпси из Берлина, в которой отмечается, что в результате бездеятельности Запада, невыполнения берлинских и женевских договоренностей Россией, Европа получила еще один замороженный конфликт, теперь на востоке Украины. Что вы думаете по этому поводу?

—  Да, я видел эту статью. Не думаю, что это уже замороженный конфликт. Но необходимы согласованные действия ЕС и США, чтобы предотвратить это. И два существенных условия мирного плана  Порошенко предусматривают, во-первых, выведение всех российских сил, всех российских вооружений, танков, ракет, которые находятся на украинской территории, и, во-вторых, возобновление украинского контроля над ее международной границей с Россией. Если эти условия будут выполнены, то это не будет замороженным конфликтом, поскольку тогда не будет российских войск в Украине, что имеет место сегодня. И тогда Украина будет контролировать свои международные границы, и тогда не будет так называемых гуманитарных конвоев, которые проходят через ее границу без всякого контроля, без таможенной проверки. Если мирный план будет успешным, и он будет имплементирован, то не будет замороженного конфликта. Но для этого нужно оказывать постоянное давление на Россию — это то, что мы делаем на этой неделе в Нью-Йорке и этим как раз занимается госсекретарь Керри. Именно поэтому важны санкции. И ныне не время для того, чтобы отменять санкции. Пока упомянутые ранее условия не будут  выполнены, мы даже не должны говорить о снятии санкций. Ведь до сих пор Россия не ликвидировала причины, которые вызвали этот кризис.

—  Но даже сегодня российская газета «Коммерсант» отмечает, что 30 сентября ЕС может ослабить санкции против России. Разве это правильный сигнал со стороны Брюсселя в адрес Москвы, которая так и не выполнила минские договоренности, о чем вы сами упоминали в начале интервью?

—  Не думаю, что ныне время для этого. Могу сказать, что Европа будет принимать собственные решения. Базируясь на разговорах, которые я имел со своими собеседниками, могу сказать, что люди понимают и соглашаются с условиями, о которых я говорил. А это полное выполнение мирного плана и полный реверс российской агрессии и вторжения на восток Украины.

  А кто будет определять, что Россия выполняет или не выполняет вышеназванные условия и какой срок дается для этого?

—  ОБСЕ находится в лучшей ситуации, чтобы дать оценку шагам, которые сделала Россия. Но с нашей точки зрения,  нет сомнения, что российская интервенция пока продолжается,  продолжается пребывание российских боевиков, и не возвращена  под украинский контроль граница. Условия не выполнены. Мы  четкие в наших заявлениях, нам нужно оставаться твердыми в санкциях, введенных нами. Я должен добавить, что касается США, санкции, которые мы ввели в ответ на еще более раннее вторжение  в Крым, являются отдельной темой. И они должны оставаться настолько долго, насколько долго остается проблема вторжения, оккупации и аннексии Крыма. Я видел это сообщение в «Коммерсанте» и считаю, что все эти предположения о послаблении санкций ни к чему. Одна вещь, которая в течение последних месяцев была ключом к нашему успеху, это тесная координация с ЕС. И фактом является то, что ЕС двигалась вперед вместе с США в подходе к санкциям, и мы надеемся, что это будет продолжено и будет характеризовать нашу политику.

О СВЯЗИ МЕЖДУ ИЗОЛЯЦИЕЙ ПУТИНА И РЕАЛИЗАЦИЕЙ МИРНОГО ПЛАНА

—  Но если посмотреть на общую картину: выглядит так, что Европа «колеблется» относительно санкций, комиссар Эттингер заявил, что нельзя вводить санкции против Газпрома, Путин собирается на саммит G20 в Австралию... Что может противопоставить свободный мир  «недоимперии зла»?

—  Я могу сказать две вещи: Россия  сегодня более изолирована, чем в какой-либо период после завершения холодной войны. И эта изоляция будет продолжаться так долго,  как долго Путин будет проявлять агрессию против Украины. Заявление Эттингера о том, что в данный момент против Газпрома нельзя вводить санкции, отражает тот факт, что Газпром является исключительным поставщиком энергоресурсов в некоторые страны ЕС. Но вместе с тем действия Газпрома относительно Украины, сокращение поставок газа в Словакию и Польшу в ответ на реверсные поставки газа —  все эти действия подталкивают Европу диверсифицировать ее источники поставок энергоресурсов, избегать зависимости ее от России, потому что она не является надежным поставщиком. Потому что она использует свои энергоресурсы для достижения политических целей.

Но как это выглядит, когда вы говорите, что Путин в изоляции, а его приглашают на саммит и не находят причин, чтобы отказать ему?   

— Мы должны разрешать одну проблему за один раз. Ныне наше внимание должно быть сосредоточено на имплементации мирного плана из 12 пунктов и минского протокола от 9 сентября. Россия является одним из подписантов этих договоренностей. Россия признала, что она является частью проблемы в Украине. И теперь она имеет обязательство по имплементации этих договоренностей, которые подписал ее посол. Поэтому нужно сосредоточить внимание на том, чтобы оказывать давление и четко дать понять России: если она и в дальнейшем будет продолжать агрессию против Украины, ей придется заплатить цену. А если эта агрессия будет усилена, тогда будут новые санкции.

—  Можете вы назвать, какой будет эта плата?

—  Я не хочу гадать в этом вопросе, в частности частично потому, что я являюсь оптимистом. Я надеюсь, что россияне имплементируют это соглашение, которое подписал их посол.

«МЫ ПРЕДАНЫ ТОМУ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ УКРАИНЕ СТАТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМОЙ»

Всем хорошо известно о газовой зависимости Европы от России. Но делают ли все США, чтобы лишить монополии Газпром на поставки газа на старый континент. Я увидел в Twitter сообщение лидера республиканцев в Палате представителей Бейнера о том, что большинство американцев выступают за строительство газопровода KEYSTONEXL, а администрация Обамы задерживает   этот проект. Поясните, почему так происходит?

— Честно говоря, я не следил за дебатами относительно этого газопровода. Но я могу вам сказать, что США массово увеличили объемы газа, который мы экспортируем на международный рынок. Это помогло создать ликвидность на международном рынке. Я не знаю,  видели ли вы прекрасную презентацию посла Паскуаля на конференции YES в Киеве неделю назад. Кстати, хочу поделиться с вами одной историей по этому поводу. Один из европейцев, который принимал участие в этой конференции, подошел после этой презентации и сказал: благодарю, очень хорошо, что Карлос Паскуаль объяснил европейскую энергетическую политику для нас всех, потому что он очень хорошо разбирается в этом и сделал очень хорошую презентацию.

Он в частности отметил, что ныне большинство экспортированного США газа поставляется в Азию. Потому что на рынке, например, Японии, будут платить больше, чем в ЕС. Но дело в том, что США двигаются к энергонезависимости и становятся экспортером энергоносителей, помогают создать «плавучесть» на международном рынке. И это хорошо для Украины и других импортеров.

Мы преданы тому, чтобы продолжать активно участвовать на международном рынке, мы преданы тому, чтобы помочь Украине стать энергетически независимой. Вот почему очень хорошим знаком является то, что министр Монис смог пообщаться с президентом Порошенко, когда тот был с визитом в Вашингтоне. И вы видите, как быстро мы двигаемся, послав наших экспертов в вашу страну для работы  с партнерами в Киеве.

  Вы вспомнили об экспорте газа в Азию, а когда в действительности американский жидкий газ может попасть в Европу?

—  Рынок здесь изменяется. Украина ныне обеспечивает реверсные поставки газа из Западной Европы. Я видел, что недавно Украина подписала контракт с Норвегией об импорте газа. И все это мы приветствуем, потому что это — альтернатива. Украина будет и дальше покупать газ в России и для этого она нуждается в коммерческих отношениях. Но она не хочет быть зависимой от России. Главное здесь не разрыв энергетических связей с Россией, а, отсутствие энергетической зависимости от России. И именно над этим мы работаем вместе с нашими европейскими партнерами, чтобы помочь вам этого добиться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать