Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Без дома и без опеки

Как правильно помогать бездомным и всегда ли такая помощь нужна?
01 декабря, 10:46
ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

Большинство из нас их предпочитает не видеть, игнорировать, презирать, бояться, обходить стороной, вообще считать, что это не часть общества, а лишняя обуза. Вместе с тем, бездомные люди есть. Истории у них разные и похожие одновременно. Расскажем две, которые имеют подобные судьбы, подобное желание посторонних помочь и похожие причины, почему эта помощь не всегда успешна.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ – СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ

Жительница Отрадного на днях просила помощи у пользователей «Фейсбука», как способствовать восстановлению документов, а позже – с жильем мужчине, который живет рядом с ее домом под… ивой. Как описывала Евгения, Александр – мужчина среднего возраста, спокойный и адекватный. Обустроил себе дом между деревьями еще с весны. Женщине рассказывал, что ночью работает в магазине, а «домой» возвращается утром, где и спит до вечера. Очевидно, зарплата не позволяет арендовать полноценное жилье. А на помощь социальных служб Александр не особо рассчитывал, поскольку и не знал, что так вообще можно.

Поэтому Евгения просила помощи у неравнодушных, прежде консультационной, куда и к кому обратиться, чтобы Александру было где ночевать. К счастью, сообщение заметили в Соломенской районной государственной администрации. Проверили на месте, действительно ли по указанному адресу посреди улицы проживает мужчина. Также работники РГА выяснили, что Александр действительно работает охранником в торговом центре. Теперь районная администрация поможет ему восстановить паспорт для временной регистрации в Центре учета бездомных граждан, а еще будет способствовать поселению в гостиницу при Доме социальной опеки на Суздальской, 4/6.

Как нечасто бывает, история Александра будет иметь хоть какой-то хороший финал, если не учитывать то, почему мужчина вообще оказался на улице.

ОТСТУПЛЕНИЕ О «БОМЖАТНИКЕ»

Чтобы читатель понял, почему часто будем упоминать социальный дом на Суздальской, расскажем немного о нем. Это единственное на весь город социальное учреждение, где могут переночевать бездомные (частные и волонтерские инициативы сейчас не принимаем во внимание). До карантина стоимость ночлега здесь стоила 10 гривен (в социальной гостинице – 18). На период эпидемии тарифы отменили. Но, кроме денег, человек должен иметь документы, удостоверяющие личность, прививку и противотуберкулезную обработку. Как пишет сайт Киевской городской государственной администрации, здесь еще предоставляются социально-психологические услуги. Но самая большая привлекательность этого места – конечно же, возможность заночевать. Однако вместить здание может 130 человек, учтите, что это помещение бывшего кинотеатра и не все комнаты обустроены под ночлег. Есть еще администрация, бухгалтерия, кухня, где готовят обеды для бездомных (еду зимой социальные авто развозят по городу).

О доме знают все местные жители Отрадного и называют его не иначе, как бомжатник. Те, кто ночевал в доме, утром с пакетами выходят за забор здания и расходятся на день – кто куда. Находиться в доме можно с 18.00 до 8 утра. И это примерно одни и те же лица. Об одной из постоянных жительниц социального учреждения даже писали столичные издания. Но узнаваемость вряд ли облегчает жизнь этой даме.

В целом дом работает, но он не может обеспечить потребности всего города, где насчитывается от 5 до 30 тысяч бездомных. Данные КГГА и волонтерских организаций существенно отличаются. К тому же это только один из спальных районов города, в который нужно еще добраться. Да и местное население было бы радо, если бы это здание выселить где-то за пределы Киева вообще…

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ – С ТРЕМЯ ТОЧКАМИ

Именно на Суздальскую советовали Владиславе Осьмак привезти бездомного, которого женщина заметила в сквере напротив Киево-Могилянской академии. Она работает в университете преподавательницей, кроме этого, горожане знают пани Владиславу еще и как замечательного киевоведа. Как она выяснила, Геннадий живет в сквере уже полгода. У него частично ампутированы ступни, из-за чего самостоятельно передвигаться не может. «Пока было тепло, сидел той на лавке. Теперь лежит, в лучшем случае переворачивается с боку на бок. Пиджак на голое тело, а сверху – все, что добрые люди принесли, чтобы не замерз до смерти. Я познакомилась с женщиной, которая его все это время кормит. И с волонтером, который время от времени делал Геннадию перевязки. Узнала еще об одной женщине, которая также подкармливает этого несчастного. А также я узнала, что единственное право, которое гарантирует этому пока живому человеку наше государство, - это умереть на улице», - описывала свой опыт Владислава Осьмак в «Фейсбуке».

Райуправление полиции, социальные службы, «скорая», КНП «Клиническая больница «Психиатрия», Красный Крест, знаменитый Дом социальной заботы, служба 1551, Дом милосердия, христианский приют – все эти инстанции обзвонила пани Владислава с надеждой пристроить Геннадия хоть куда-то. Но везде предъявляют список требований, на основании которых могут помочь человеку. В случае с Геннадием то не хватает документов, то нужно доставить мужчину фактически к двери здания (мог бы пригодиться социальный транспорт, которого у города нет) или же нужно согласие человека на госпитализацию, которое почему-то мужчина не дает.

НЕ ХОТЯТ ПОМОЩИ ОТ ГОРОДА

Замкнутый круг, когда одни хотят помочь, но не знают как, а другие привыкли к своему образу жизни, особенно помощи от посторонних и не ожидая. Наверное, золотой серединой стал бы какой-то алгоритм действий, подготовленный городскими службами, или, как советовала пани Владислава, создание соответствующей горячей линии. Ведь нам не хватает информации, когда и как помощь бездомным нужно оказывать, а когда справятся без нас.

Пока что у Киева недостаточно инструментов для помощи бездомным людям. Кроме упомянутого дома на Суздальской, работает Центр учета бездомных лиц и филиал Центра учета, где могут помочь с восстановлением документов и регистрацией места жительства (пребывания).

В селе Ясногородка (Вышгородский район Киевской области) работает Киевский городской центр комплексного обслуживания бездомных людей. Это социально-адаптационное учреждение, предназначенное для проживания лиц, не имеющих постоянного места жительства. Попасть сюда можно по путевке от департамента социальной политики КГГА. А перед этим нужно пройти полное медицинское обследование.

Еще одна инициатива, которой советовали дождаться Владиславе Осьмак с ее подопечным, – это старт социального патрулирования, которое начинается с 1 декабря и продолжается до 1 апреля. Ежегодно в этот промежуток времени городские власти организуют доставку горячих обедов, теплых вещей и обуви, создают городской оперативный штаб помощи бездомным и готовят график работы социального патруля.

С другой стороны, не всегда все эти услуги востребованы среди бездомных. Как ранее комментировала в СМИ заместитель председателя КГГА Марина ХОНДА, по неизвестным причинам бездомные часто отказываются принимать помощь от города: «У нас есть Дом социальной заботы, где бездомные могут переночевать, поесть и воспользоваться душем. У нас есть Центр социальной адаптации, где бездомные могут проживать на постоянной основе. Но эти заведения обычно заполнены только наполовину. В зимний период в городе разворачивается сеть пунктов обогрева и одежды, а социальные работники развозят горячую еду для бездомных людей. Но почему-то бездомные негативно реагируют на предложения помощи от социальных служб. И тут мы надеемся, что общественные организации помогут нам достучаться до них».

«ЛЮДИ НА УЛИЦЕ ИМЕЮТ МНОГО ОСНОВАНИЙ, ЧТОБЫ НЕ ДОВЕРЯТЬ ДРУГИМ»

В свою очередь общественные организации и так берут на себя много инициатив, чтобы помочь бездомным. К примеру, движение «Молодежь за мир» в феврале прошлого года открыло ночлежку «Теплый дом». Здесь могут переночевать четыре человека и дежурный. Как рассказала «Дню» координатор движения Ольга МАКАР, хотели бы иметь гораздо больший приют, но ресурсы ограничены. «Теплый дом» существует исключительно на пожертвования неравнодушных людей. К тому же не так просто найти помещение под такую благородную цель – либо имеют плохие условия, либо арендодатели отказывают в аренде, узнав о социальном аспекте.

«Есть еще Дом матери Терезы, где принимают непьющих мужчин, есть Дом милосердия, который принимает людей пожилого возраста или людей с инвалидностью. Здесь берут их на несколько месяцев, устраивают их жизнь и затем переводят в следующее место. Есть еще ночлежка на Жилянской, 97 от фонда «Деполь» - это те места, куда можно пойти ночевать, - описывает Ольга Макар. – На Суздальской вроде бы много мест, но они не заполнены. И как раз этим аргументирует мэрия, что есть же свободные места – значит, нет потребности в чем-то еще. Но в прошлом году в морозы наши знакомые привезли 30 бездомных людей, из них право находиться на Суздальской имел только один человек. Ведь чтобы здесь ночевать, нужно иметь паспорт, но при этом быть выписанным с места регистрации, и это место регистрации должно быть в Киеве. То есть, если ты трудовой мигрант из Хмельнитчины, то не можешь туда попасть. Поэтому имеем очень суженный круг людей, для которых жилье на Суздальской доступно. И остается вопрос отношения и условий».

Но все равно такие места нужны. Тем более – когда на носу зима. Как добавляет Ольга, в городе не ведется статистика, сколько людей замерзает каждый год. И не только в лютые морозы, а в целом при малейшем снижении температуры. «В прошлом году такие цифры были раздобыты в качестве ответа на депутатские обращения, – добавляет волонтер. По данным КГГА, прошлой зимой от переохлаждения умерло 15 бездомных, в 2020 году – 51. Действительно, людей замерзает много, каждый год мы фиксируем такие истории лично».

Но прежде чем приниматься за помощь каждому, Ольга советует сначала понять, чего хочет человек на улице, то есть просто с ним пообщаться. «Следует понимать, что многие бездомные – это психически больные люди. Я так поняла, что это главная проблема с этим Геннадием, – продолжает она. – В первую очередь нужно выяснить, чего человек хочет. Мы не можем против его воли куда-нибудь отвести. Ведь нам часто пишут, что где-то в переходе увидели какую-нибудь женщину. Надо помочь. Но нужно познакомиться с человеком, понять, на что он готов. Не все согласятся сразу на вашу помощь. У людей на улице много оснований, чтобы не доверять другим. И это следует понимать. Если у человека есть документы, тогда можно обращаться на ту же Суздальскую. Если документы есть и это человек, который может за собой ухаживать, то его можно селить в недорогие хостелы, как мы сейчас практикуем. Это стоит до двух тысяч гривен в месяц. Городские власти не считают, насколько я понимаю, нужным делать больше. С тех пор, как началась пандемия, то в принципе всех бездомных выгнали из таких мест, как вокзалы. Иногда речь идет о том, чтобы просто не трогать людей, пусть полиция их не избивает, не выгоняет, не забирает их вещи. Конечно, в городе должно быть больше таких инициатив с устройством жилья для бездомных. Потому что те организации, которые им помогают, а таких немного, хотели бы делать еще больше. Но, к сожалению, нет отклика со стороны властей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать