Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто и чем спасет Украину – уроки Великого Украинца

К сороковинам отхода в вечность Богдана Гаврилишина
02 декабря, 12:21
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В это воскресенье — 4 декабря — минует 40 дней со дня смерти Великого Украинца Богдана Дмитриевича Гаврилишина.

Богдан Дмитриевич оставил огромное интеллектуальное наследие,  которое  пока еще не было ни должным образом оценено, ни использовано украинцами, как сказала главный редактор «Дня» Лариса Ившина: «...на цьому «багатті» ми нагріли лише «кухлик води».

Поскольку сегодня все более четко вырисовывается тенденция  к провозглашению проблем, что переживает Украина, ответы на которые никто никогда раньше не искал, мы считаем актуально повторить мысли Великого Украинца Богдана Гаврилишина, озвученные в его авторских материалах, комментариях и интервью. Как в других СМИ, так и нашей газете, которую он безгранично уважал. Свидетельством этого являются письма-отзывы Богдана Дмитриевича на инициативы редакции, постоянное участие в качестве лектора проекта «Летняя школа журналистики «Дня» и материалы даже такого откровенного жанра как воспоминания.

Кстати, в материале «Воспоминания об Отто фон Габсбурге» («День» от 12 июля 2011 года)  Богдан Гаврилишин подчеркивает присущий украинцам аристократизм, о котором сегодня в Украине, кажется, уже забыли, увлекаясь стихией народничества.

В статье  Богдана Гаврилишина «Українські  дороговкази на роздоріжжях цивілізації» в журнале «Сучасність» за 2007 год изложены основные проблемы нашей страны и указывается — что нужно делать.

Его рецепты являются особенно актуальными сегодня, в частности, когда идет речь о необходимости создания настоящих идеологических партий или формирования настоящей политической элиты.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ

15 лет назад — в 2001-ом — с публикации статьи Богдана Гаврилишина газета «День» начинала общую акцию с российским интеллектуальным еженедельником «Новое время»... в рамках которой украинские и российские политики и эксперты давали ответ на вопрос: какими могут быть наши отношения и на какой основе они будут строиться после десяти лет «автономного» существования Украины и России, какими являются их пути «в мир», где они сталкиваются и расходятся, какие шансы и угрозы для двух стран несет время глобализации.

«Поучительным примером для России могла бы быть Германия. Гитлер мобилизовал немцев на подчинение Европы и, возможно, целого мира лозунгом «Лабенсраум», то есть тем, что для большой энергии немецкой нации нужно больше жизненного пространства для самовыявления. Если бы Германия выиграла, она могла бы тогда существовать, как доминантное государство только с жестоким режимом, но это был бы жестокий режим не только для всех завоеванных, но и для немцев. Государство было бы экономически неэффективным, потому что завоеванные люди не являются производительными. Очутившись на меньшей территории, чем с которой начали, сосредоточив все свои общественные силы на перестройку страны, Германия стала чрезвычайно свободной, демократической страной, с большой децентрализацией власти между их землями, экономически наиболее мощной в Европе, без амбиций доминирующей над другими народами», — писал Богдан Гаврилишин.

«Глобализация дает шансы для Украины и для России превратиться в лучшие общества, но это только при условиях, что два соседних государства, у которых действительно много общего, шли бы в будущее параллельно уверенным шагом, в кое-чем гармонизовано, а не с Украиной на коленях. Украина направлялась бы в ЕС, Россия сосредоточивала бы свои усилия на перестройку современного общества», — предупреждал 15 лет тому назад Богдан Дмитриевич.

«ДИАГНОЗ» УКРАИНСКИМ ПОЛИТИКАМ

До последних дней жизни Богдан Дмитриевич болел за  судьбу Украины так же ревностно, как делал это все годы.

Во время Второй мировой семья Богдана Дмитриевича переехала из Украины в Канаду. Там пан Гаврилишин организовывал вечерние школы для украинцев и учился менеджменту. Со временем и сам начал преподавать экономику и менеджмент во всем мире. Создал Международный институт менеджмента в Швейцарии. Проводил мастер-классы для первых лиц всего мира.

Но главный мастер-класс Богдан Гаврилишин готовил для Украины.

Перед распадом Советского Союза он оставил свою работу в Женеве и приехал помочь Украине стать на ноги.

Был советником Леонида Кравчука, Александра Мороза, Виктора Ющенко и Виктора Януковича.

«Во время распада Советского Союза у нас был фантастический шанс создать не только независимое государство, но и хорошее государство. Шансом этим никто не воспользовался», — с сожалением вспоминал Богдан Гаврилишин.

Он жалел, что к власти пришли не совсем правильные люди.

«Беда заключается в том, что немногие из тех людей, на чью голову упало новое государство, были патриотами», — считал экономист.

За год до смерти Богдан Гаврилишин честно признался, что все президенты Украины игнорировали его советы: «Я уже не буду советником президентов. Это была пустая трата времени. У них было мало накопленных знаний, чтобы им можно было что-то посоветовать».

Те же, кто сейчас — власть, к знаниям и опыту Богдана Дмитриевича интереса вообще не проявляли. Куда больший интерес у них вызывали деньги, которые Богдан Дмитриевич через свой Фонд выделял на программы развития украинской молодежи  (детальнее об истории с потерей Фондом Богдана Гаврилишина 2 миллионов долларов в обанкротившемся банке «Крещатик» читайте в материале «Ушел из жизни верный сын Украины», «День» от 25 октября 2015 года).

Кстати, после смерти Богдана Гаврилишина народный депутат, певица и кума Президента — Оксана Билозир написала депутатский запрос премьер-министру относительно судьбы средств Фонда Гаврилишина. Вчера в приемной Билозир «Дню» сообщили, что ответа на него пока не получили.

Вне сомнения, афера с банком «Крещатик» не прибавила Богдану Дмитриевичу здоровья. Он был человеком чрезвычайно сильной воли, но чувствительным к проявлениям неблагодарности, вспоминают те, кто знал его близко.

Незадолго до своей смерти Богдан Дмитриевич дал безпреценденто откровенное интервью (отдельные цитаты из этого «День» публиковал в номере  от 25 октября 2016 года) интернет-изданию «Мир»: «Патриотичных, компетентных и порядочных людей в украинской власти нет».

«Должен сказать, что я был о нынешнем Президенте довольно высокого мнения. Я восхищался тем, как он развил свой бизнес. Он не получил его так, как получил, например, Виктор Пинчук, который получил большие богатства почти за ничто. Он действительно был очень эффективным лидером предприятия... Когда стал президентом, Порошенко не входил ни в какой контакт со мной. Хотя, думаю, я мог бы ему посоветовать что-то такое, что бы ему пригодилось...».

Но один козырь Петра Порошенко он мог указать: «Например, он хорошо знает английский язык. Это облегчает ему общение со своими визави, не нуждается в переводчике. А у его предшественников были глупые переводчики...».

«Представьте, переводчиком Кучмы был один профессор университета, не буду называть его фамилию. Он был профессором английского языка. Но это не был его язык. Он мог его изучать, однако он не думал по-английски. Это огромная разница. И делал такие ошибки! Знаете, в английском языке одно слово может иметь противоположные значения. Когда это было публично — я не мог это поправлять. Но если у нас были встречи с некоторыми очень важными людьми за рубежом — я обычно на них был, хотя не был формальным советником Кучмы — тогда я его поправлял. Как бы ни было стыдно, я его поправлял. Сделали его послом после этого... послом», — рассказал Богдан Дмитриевич в интервью Исторической Правде в мае 2011 года.

Кстати, именно незнание английского Богдан Дмитриевич считал самой слабой стороной Азарова и его правительства:

«Он хорошо понимает экономику, с одним ограничением. И это одна из трагедий. Дело в том, что эти люди, на самом верху, ни один из них не знает английского языка. Это делает невозможным установление более близких отношений с людьми на их уровне, с премьерами или с президентами за рубежом. Потому что через переводчика это не так легко».

«Сколько у нас было премьер-министров до сегодняшнего дня? 12, 13? И только один из них знал английский язык — Марчук», — отметил Богдан Гаврилишин.

ВЫХОД — ЗДЕСЬ

Полгода назад Богдан Дмитриевич сказал, что настоящая трансформация Украины начнется «через шесть лет и будет продолжаться еще семь». А с «мертвой точки», по его мнению, страну сдвинут — «инновации».

«Когда-то я изобрел инструмент — клапан, который выпускает пар. Был наивным. Отдал бесплатно патент американской компании, которая в течение десятилетий зарабатывала на этом изобретении 20-30 миллионов долларов в год. Тогда меня интриговал сам процесс инновации — как можно менять мир. Катализатором изобретений является не накопление знаний, а острое ощущение потребности «чего-то». И тут есть две страны, которые могут служить Украине примером, — Япония и Швейцария. В Японии каждый рабочий имел возможность предлагать какую-то инновацию. А совет директоров его предприятия сразу же воплощал идеи в жизнь. Ежедневно люди на разных социальных уровнях думают, что можно улучшить, — каждый в своей области. Со своей стороны, правительство выпускало так называемую «биокнигу», где описывались все новые технологии. В частности, как их можно реализовать и где есть потенциальные рынки сбыта. Промышленники и правительственные чиновники собирались вместе и распределяли, кто в какой стране мира будет реализовывать инновационные проекты. Швейцария также не имеет никаких природных ресурсов. У Украины же они фантастические. В Швейцарии же есть всего две политехники. Их роль — огромна. Хотя там самые низкие показатели из всех развитых стран по количеству людей, которые получают высшее образование. Но там очень качественное образование для квалифицированных рабочих. Очень многие выпускники не просто пишут диссертации, а работают над собственными технологиями. Многие открывают свои предприятия. Могут получить кредит под 3 процента годовых, а то и меньше. Ипотеку — под 2,5 процента на 50 лет. Все это способствует накоплению капитала. Чем плохой опыт для Украины?»

Но, по словам пана Богдана, инновация — это в первую очередь изменение структуры экономики. Украине же нужна тотальная трансформация. Поэтому фундаментальные изменения должны коснуться всех органов власти. «Нынешнюю политическую среду нужно полностью менять. Также — реформировать социально-политическую систему. Если начать уже, то реальные изменения увидим где-то через 7—8 лет. В парламенте есть люди, которые понимают, что нужно проводить реформы. И тут вопрос номер один — выработка стратегии. Дать ответ на вопрос — какую страну мы хотим строить. Без этого вперед не двинемся».

«Мы все переживем. Мы хуже пережили. Мы пережили голодомор. Но корень народа жив», — верил Богдан Гаврилишин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать