Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спасительные универсалы академика Тронько

Выдающемуся украинскому ученому-эндокринологу, крупному общественному деятелю исполнилось 70 лет
25 марта, 12:00

ОПЕРЕЖАЯ ПРИЗНАКИ БЕДЫ

Роковые часы и минуты радиоактивного зарева над корпусами ЧАЭС в апрельскую ночь 1986 года... Вскоре мир узнал об атомном взрыве под Киевом. Лишь немногие тогда осознавали, что разверзлась не локальная, а глобальная катастрофа. Одним из прозорливцев, сразу же оценивших масштабы и значимость происшедшего, был 42-летний директор киевского Института эндокринологии и обмена веществ профессор Николай Тронько. Конечно же, ученым руководило не наитие, а глубокое знание механизмов взаимодействия радиационных воздействий и органов эндокринной системы, прежде всего щитовидной железы. Ведь в спектре элементов радиоактивного выброса в значительном количестве присутствовал йод-131 — вещество, активно поглощаемое тканью щитовидной железы, в первую очередь, у лиц молодого возраста. Было ясно, что такая атака на «щит жизни» чревата его патологическими изменениями с превращением в знак беды, в том числе в виде онкологического поражения этого перешейка жизни и смерти.

Как никто иной, Николай Дмитриевич понимал, что нужно действовать опережающим фронтом, не дожидаясь каких-либо указаний сверху; институт по его инициативе в первые же дни аварии направил в районы Житомирской, Черниговской и Киевской областей, особенно загрязненных радиоактивными веществами, дозиметрические бригады для обследования пострадавших, с особым акцентом на детей и юношество. Этот первый контрольный охват населения в регионах бедствия неопровержимо свидетельствовал: радиационный натиск был очень интенсивным. Развернулась широкая работа по научному сосредоточению лабораторий и отделов учреждения на перехват патологии.

«Много званых, да мало избранных...» Применительно к миссии Н. Тронько эти слова звучат абсолютно объективно. Дело в том, что директором  института, по инициативе его основателя академика Василия Павловича Комиссаренко, его ученик и соратник Николай Тронько сменил его на посту директора института лишь два месяца назад. Этот выбор не был случайным, но получилось так, что он оказался судьбоносным для тысяч и тысяч людей. Разумеется, академик В. Комиссаренко находился в эти критические недели и месяцы рядом со своим воспитанником, однако штурвал — словно предвосхищая ту особую миссию, которая выпадет на долю Николаю Дмитриевичу — передал ему. Энергетика корифея эндокринологии и стратегические способности его последователя благотворно объединились. К своему часу пик Н. Тронько уже около 20 лет трудился в составе этого очага науки. После окончания в 1967 году Киевского медицинского института он был зачислен в аспирантуру при отделе патофизиологии, руководимом академиком Василием Павловичем Комиссаренко, основателем отечественной эндокринологии. Тут, забегая вперед, уместно заметить, что нет ничего практичнее хорошей теории. Горизонты патологической физиологии, которую В. Комиссаренко, следуя устремлениям своего учителя А. Богомольца (собственно, и основавшего современную патофизиологию), последовательно развивал, в плане эндокринологии были особенно захватывающими и таинственными. Именно здесь раскрывалась сущность всех перевоплощений в организме, связанных с действием невидимых исполинов — гормонов. Все изыскания и нововведения крупного эндокринологического форпоста базировались на этих открытиях и установках.

ДИТЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Почему Н. Тронько, пришедший в институт в свои двадцать три года, избрал этот сложный путь, требовавший предельно точного знания предмета, а не нечто иное, скажем хирургию? Причины такого предпочтения обусловливались несколькими обстоятельствами: Коля рос в семье высокообразованного военного врача Дмитрия Тимофеевича Тронько, в чертах которого концентрировались и ратная выучка, и страсть к науке. Стоит в этом ключе коснуться биографической линии доктора Тронько. Окончив в 1939 году Харьковский медицинский институт, он, как и многие его сверстники, был призван врачом на военную службу. Ведь обстановка в мире накалялась. Одним из участков напряженности было пограничье районов между СССР и Японией, куда он и был направлен.

Здесь, в Благовещенске, в молодой семье Дмитрия Тимофеевича и Екатерины Гавриловны Тронько, уроженки Дальнего Востока, в феврале 1944 года родился их младший сын Николай. Прошли годы, и Дмитрий Тимофеевич был переведен на военную службу в Украину. Его организационный и научный опыт возрастал. Знаменательно, например, что именно Д. Тронько организовал уникальный бальнеологический военный санаторий на радоновых источниках в Хмельнике, и сегодня по эффективности не имеющий себе равных. Медицина, таким образом, уже с детства сопутствовала умонастроениям сына. Поступление в медицинский вуз было совершенно естественным. И вот интерес студента к знаниям и удивительно весомый потенциал старинного медицинского института совпали. В частности, авангардной здесь стала кафедра патологической физиологии, которой в разное время руководил непосредственный ученик А. Богомольца Е. Татаринов, а затем последователь буревестника патологической физиологии В. Комиссаренко. К этой сфере и прикипел сердцем и разумом юный Тронько. Так выглядел пролог его прихода в Институт эндокринологии, созданный Комиссаренко в развитие идей А. Богомольца лишь два года назад, в 1965 году.

ВГЛУБЬ НАУКИ

«С кем протекли его борения? С самим собой, с самим собой...» Эти слова поэта являются шифром любого научного возрастания. Н. Тронько уже через четыре года после поступления в аспирантуру защитил кандидатскую диссертацию, а спустя тринадцать лет (в 1984 году) стал доктором медицинских наук. Можно задать, казалось бы, закономерный вопрос: почему между диссертациями пролег столь значительный срок? Ответ здесь логичен и ясен: его докторская диссертация на тему «Особенности обмена стероидных гормонов при экспериментальной эндокринной патологии» была посвящена комплексу исследований молекулярно-биологических механизмов функционирования эндокринной системы, открывая этим совершенно новые перспективы. Показательно, что научное подразделение, которое вслед за В. Комиссаренко возглавил Н. Тронько, носит теперь обязывающее название «Отдел фундаментальных и прикладных проблем эндокринологии». Иначе говоря, большинство идей, развиваемых в учреждении, а значит, и будущие достижения, генерируются именно здесь. Это, скажем, ряд препаратов (хлодитан, вилозен, изодибут) для лечения эндокринных заболеваний, созданных под руководством Н. Тронько, а также исключительно интересная работа по трансплантации эндокринных тканей и органов, за внедрение которой ученый был отмечен премией им. А. Богомольца НАН Украины.

Но вернемся к Чернобыльской эпопее. Уже через три-четыре года выяснилось, что тревоги и предвосхищения Николая Тронько оказались не напрасными. В начале 90-х годов среди чернобыльских контингентов, в первую очередь в кругу детей и юношества, стал регистрироваться и количественно возрастать рак щитовидной железы. В сравнении с дочернобыльскими случаями этого заболевания был налицо его крайне агрессивный характер. В институте было впервые установлено, что преобладает папиллярная форма данного поражения с опасностью быстрого метастазирования. В институте под руководством Тронько были развернуты новые лаборатории и технологии по предельно быстрой диагностике и дифференцированному лечению таких форм заболевания, причем с не имеющими прецедентов положительными клиническими результатами. Чрезвычайно важно и то, что в институте по инициативе и под руководством Н. Тронько впервые создан регистр радиационных поражений щитовидной железы среди населения Украины. Пионерские работы института в этом направлении вызвали международный резонанс. В содружестве с украинским ареопагом в данной сфере, Киевским институтом эндокринологии, вскоре начал работать Национальный институт рака США. Долады Николая Тронько по этим исследованиям и эпохальным нововведениям были представлены на 20 научных конференциях, в том числе дважды — в двухтысячных годах в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. И еще одна яркая научная перекличка между учеными в области ядерной медицины Японии и Украины: в 2012 году Н. Тронько первым и единственным из украинских ученых был награжден Мемориальной премией мира имени д-ра Нагаи (Нагасаки).

ЙОД КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНИ 

И все-таки, что мы знаем о йоде — и не только как о факторе чернобыльского следа, но элементе, остро необходимом во многих регионах вследствие его дефицита? В силу своей специальности и блестящего экстраполирования в практические сферы жизни этот вопрос также действенно курирует академик Тронько. Благодаря его начинаниям ряд вопросов йодного дефицита в Украине положительно решен, а опыт ученого столь велик, что он входит в число ведущих международных экспертов по данной проблеме. Таким образом, разработка аспектов йододефицита, наряду с защитой щитовидной железы от чернобыльского рака, предстает одним из спасительных универсалов видного ученого. Универсалом в том смысле, что это важное научное послание в адрес настоящего и будущего. Что же, воплощение своих озарений и не имеющих аналогов исследований на основе предвидения — серьезный вызов перед ученым и вместе с тем как бы его венец. Труды Н. Тронько в таком плане исключительно продуктивны. Но что стоит за ними? Ответ очевиден — постоянная работа мысли, фактическое отсутствие других интересов и доминант, кроме вызовов науки. Ведь только так созидаются научные магистрали.

В БИТВЕ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Когда останавливаешься перед институтом на площади Шевченко, на фасаде которого усилиями Н. Тронько и его соратников установлен памятник В. Комиссаренко, сразу же воочию ощущаешь по наплыву посетителей, что это важнейший клинический центр. Совершенно понятно, что серьезнейшим направлением, возложенным на институт, является проблема сахарного диабета. Не приходится напоминать, что сахарный диабет обрел характер мировой пандемии, и этот недуг столь же широко распространен в Украине. Разумеется, клиника по лечению сахарного диабета, уже несколько десятилетий функционирующая в составе института, стала неотъемлемым слагаемым работы коллектива. Этот участок большой значимости неутомимо координирует Н. Тронько. Опять-таки, перед нами практические шаги: Н. Тронько является членом Президиума Государственного экспертного центра Минздрава Украины, где сахарному диабету в категориях прогнозов уделяется особое внимание. А главное, исходя из социально-экономических позиций, в институте создан регистр больных, страдающих сахарным диабетом, что дает возможность решать на должном государственном и общественном уровнях важнейшие задачи его профилактики и лечения. Под непосредственным руководством Н. Тронько налажено производство современных форм инсулина на предприятиях «Индар» и «Фармак».

ШКОЛА, КНИГИ, ПОРУЧЕНИЯ

Добавим, что Николай Дмитриевич уже около 10 лет руководит кафедрой эндокринологии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Шупика. Воспитанники и последователи ученого — это, если вдуматься, фактически все врачи-эндокринологи страны. Они учатся не только на основе его лекций, стажировки в клиниках института под руководством видных ученых, но и на основе монографий Н. Тронько — «Молекулярные механизмы действия стероидных гормонов», «Ультразвуковая диагностика заболеваний эндокринных желез», «Рак щитовидной железы у детей Украины», «Основы клинической фармакологии сахарного диабета и его осложнений», «Иммунитет у детей, больных сахарным диабетом», «Патология роста и полового развития у детей и подростков», других его работ.

И еще инвектива времени. После ядерного взрыва на ЧАЭС в газетах почти постоянно звучала рубрика «Чернобыль и мы». Недавно она вроде как обновилась. В круг обязанностей и даже поручений, которые новый XXI век предопределил перед Н. Тронько, входит и научное обобщение событий в Чернобыле в зеркале случившегося в Фукусиме. Японские радиологи и клиницисты самым тщательным образом изучают опыт киевского Института эндокринологии и обмена веществ в качестве важного протокола защиты людей в ареале Фукусимы. Показательно, что совсем недавно, в начале февраля нынешнего года, Тронько был вновь приглашен в Японию для доклада по чернобыльской тематике. Так эпохи будто сомкнулись. Ведь именно киевские ученые впервые с научных позиций современной эндокринологии во многом остановили экспансию рака щитовидной железы, вызванную катастрофой. Это планетарные уроки.

Жизнь и судьба пленника знаний — словно ключ времени. Почему-то в книгах о науке слишком мало и неоправданно скупо говорят о героизме исследователей в скромных стенах лабораторий. О тихом, но великом служении интеллектуального подвижничества. Пожалуй, только те или иные головокружительные хирургические операции поначалу вызывают восхищение. Но разве щит профилактики и вместе с тем радикального лечения легионов людей, воздвигнутый силой и могуществом ума, умноженных на призвание и долг ученого-медика, не принадлежит, называя вещи своими именами, к героическим деяниям? К таким рыцарям эпохи, думается, принадлежит и Николай Дмитриевич Тронько. «Знаю, умею, стремлюсь, и поэтому могу» — вот его простая формула. О его пути можно, впрочем, сказать и иными словами: «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле».

28 февраля 2014 года выдающемуся украинскому ученому-эндокринологу, крупному общественному деятелю Н. Тронько исполнилось 70 лет.

Редакция газеты «День» сердечно поздравляет его с юбилеем и желает дальнейших успехов на важном поприще.

СПРАВКА «Дня»

Директор Института эндокринологии и обмена веществ им. В. Комиссаренко НАМН Украины, руководитель институтского отдела фундаментальных и прикладных проблем эндокринологии, академик НАМН Украины, член-корреспондент НАН Украины, президент Ассоциации эндокринологов Украины Николай Дмитриевич Тронько принадлежит к видным ученым в своей отрасли. Его научные исследования охватывают различные аспекты физиологии, биохимии, патофизиологии эндокринной системы, патогенез, диагностику, лечение и профилактику сахарного диабета, создание новых инсулинов и противодиабетических препаратов, изучение влияния радиационного фактора на состояние желез внутренней секреции и канцерогенез щитовидной железы, степени йодного дефицита в разных регионах Украины. Ученым обоснованы основные аспекты молекулярных механизмов действия стероидных гормонов. После аварии на Чернобыльской АЭС под руководством Н. Тронько была организована система по обследованию эндокринной системы у лиц, пострадавших от радиации. Более 5000 детей, заболевших раком щитовидной железы, прошли лечение в клинических отделениях института. Н. Тронько является руководителем украинско-американского проекта «Исследование рака щитовидной железы и других заболеваний щитовидной железы в Украине после Чернобыльской аварии», в рамках которого уже более пятнадцати лет наблюдаются пациенты (свыше 15 тыс. чел.), проживающие на наиболее загрязненных радиационно территориях Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать