Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Святой революционер

Папа Иоанн ХХІІІ и современный мир
30 апреля, 09:51

27 апреля этого года в Риме были канонизованы два прославленных папы, которые радикально изменили лицо Католической Церкви: Иоанна ХХІІІ и Иоанна Павла ІІ. Для Украины родным и близким был Иоанн Павел ІІ, но в нашей ситуации постоянного кризиса объективно более важными могли бы стать уроки папы-миротворца, папы-революционера, папы-экумениста Иоанна ХХІІІ.

В 1958 году, когда умер папа Пий ХІІ, — само воплощение величия власти и папской непогрешимости, казалось, что никто не сможет изменить ход исторических событий. В церкви боролись между собой разные группировки, главной целью которых была власть и постепенные, пошаговые изменения. Почему именно постепенные? Церковь, если честно определить ее состояние, выходила из ледникового периода. Папа Пий ХІІ запретил практически все, что только можно было запретить, заморозил все, что можно было заморозить, и отступал от средневекового католицизма лишь тогда, когда уже другого выхода не было. Де-факто, он уступил лишь однажды — в 1943 году. В проповеди на Рождество он впервые положительно отозвался об идее защиты прав человека. Со времен Французской революции идея достоинства свободного человека казалась безбожным бунтом против Божественного порядка. Все декларации прав человека и конституции осуждались: человек — существо грешное, всю истину знает лишь Бог и его Церковь, и потому нельзя считать людей полноценными взрослыми личностями, которые уже благодаря своей индивидуальности с рождения имеют все естественные права. Даже человеческая совесть может ошибаться, и потому человек нуждается всегда в Небесном Отце, который подсказывает через Библию и Земную Мать-церковь, которая подсказывает, что и как делать через учение церкви. Альтернативной как относительно либерального индивидуализма, так и относительно коммунистического коллективизма Папы выдвигали доктрину естественности жизни человека в сообществах, где все знают друг друга. Средневековое общество корпораций виделось как идеал, который можно возродить здесь и сейчас. Действительно, создание из обществ своего рода корпоративных семей иногда было успешным — так это было на Западной Украине благодаря деятельности Андрея Шептицкого, или в случае инициированного католиками кооперативного движения. Но в целом, соревнование католиков за третий путь пока что привело лишь к искушению фашизмом, и в 1943 году папа Пий ХІІ резко порывает с многовековой традицией борьбы против идеологии прав человека, и начинает защищать человеческое достоинство свободного человека как Божьего образа. Бог свободен — и человека создал вполне свободного, но в современных декларациях прав человека об основах свободы вспоминать необязательно, главное, чтобы свобода была требованием всех. На этой основе была создана и «Декларация прав человека» ООН, в подготовке текста которой приняли участие католические богословы.

Во всем другом католическая Церковь была образцом консерватизма. Мир вокруг изменялся, все новое воспринималось как искушения или повод для искушений. Все меньше людей желало становиться священниками, люди уходили из церкви, а католицизм не изменялся и считал, что истинно верные всегда останутся, а те, кто ушел — они и не были настоящими католиками и христианами.

И вот в этот душный мир, в котором убито практически все, в этот прекрасный, но мертвый мир Снежной королевы Власти и Схоластики, неожиданно приходит простой крестьянский сын Иоанн ХХІІІ. Уже то что он принимает имя Иоанна — апостола любви было вызовом. Дальше — хуже! Он признает собственно недостоинство, насмехается над своей тучностью и шутит по поводу непогрешимости пап! И внезапно заявляет о решении созвать Вселенский собор! Предыдущий собор 1870 года принял решение о непогрешимости папского учения, и уже соборы просто оказывались не нужными. А здесь вдруг — Собор. И требование: при неизменности содержания, нужно придать всему в Церкви современные формы! Революция, скандал! А папа с улыбкой извещает: я же непогрешимый, потому принял такое решение. И я слышал голос Духа Святого, и это решение — от Бога.

Мало того, папа учреждает специальный орган по взаимодействию с другими христианами, и находит кардиналов, которые оказываются по своему духу людьми, любящими православие и католицизм едва ли не сильнее, чем только католицизм.

Папа поддерживает национально-освободительные революции в Африке и Азии. Свобода и ответственность вместо колониализма и патернализма.

Папа требует мира для всех народов, борется за мирное решение всех кризисов в отношениях СССР и США. Папа напрямую формирует общественное мнение Запада, а затем и влияет на отношение всех народов к проблемам мирного сосуществования.

Папой недовольны все, кого считали естественными союзниками католицизма. Он — недостаточно консервативен. Он — недостаточно антисоветский. Он подрывает из средины все системы власти этого мира и становится союзником всех обездоленных и подавленных. Но на все упреки папа отвечает улыбкой: так на моем месте сделал бы Христос. Мало того — Он так и делал, а я же его ученик — грешный и недостойный!

Папа потерял благосклонность власти мира сего, но получил сердца миллионов. Он стал братом и отцом, который не учит, а сочувствует, который не корит, а помогает.

Он изменил сам дух католицизма, сделал Католическую Церковь несамодовлеющей структурой, а живым единством людей, живой семьей. В котором все многообразие приветствуется, а единство всех является подарком от Бога который тем более проявляется, чем большим становится внутреннее многообразие — тоже подаренное от Бога, через таланты и особенности людей.

Папа вернул голос рядовым епископам, священникам и мирянам. На Втором Ватиканском соборе главную скрипку начали играть богословы, которых еще вчера запрещали и считали «белыми воронами». Папа изменил и весь ход церковных дебатов: вместо обсуждения тонкостей доктрины все начали говорить о реальных проблемах Церкви, мира, верующих и неверующих.

Сегодняшний папа Франциск — плоть от плоти, кровь от крови, дух от духа — унаследовал все от Иоанна ХХІІІ. Он смело ведет Церковь навстречу радикальному обновлению, которое бы завершило дело Второго Ватиканского собора. На рабочем столе папы Франциска — введение в католический примат папы еще и православного примата собора. Папство и соборность в гармонии — это путь к возвращению к церкви первого тысячелетия, к церкви, которая была бы родительским домом для всех христиан, особенно для всех католиков и православных. На рабочем столе у папы — новые способы соревнования за мир и права всех верующих и неверующие. Сегодня во всех странах мира, так или иначе, достоинство человека под угрозой, и христианство начинает свою главную войну: защита достоинства человеческой личности становится нашим Армагеддоном, битвой в которой многоликое зло пытается преодолеть простое христианское и человеческое добро. На рабочем столе у папы — предложения о решении всех проблем мира, который стал слишком «близким» в эпоху глобализации. Еще предыдущий папа в энциклике «Любовь в истине» подчеркивал: другой стал нашим соседом, вошел в нашу семью. Мы не можем жить замкнуто, если мы живем в мире. И потому мы должны предлагать общие правила гостеприимства, братства и любви — для всех. И уже простая правовая или социальная справедливость не может осуществляться, если любовь не регулирует наши поступки. Сегодняшний папа мыслит еще более радикально: мы не можем искать новые формы проповеди для мира, новые формы взаимодействия мира и церкви. Все боли всех людей — это внутренняя боль церкви, ее внутренняя проблема, ее крест. Нужно раскрыть родительские объятия всем — другого способа просто выжить и церкви, и миру уже не существует.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать