Как добраться до школы
Правительство укрупняет сельские учебные заведения, но прекращает финансировать программу «Школьный автобус»В селе Великая Мотовиловка, что на Киевщине, 19 января начался новый семестр. Еще до зимних каникул около сотни учеников из соседних трех сел приезжали на уроки на школьном автобусе. Но в первый учебный понедельник дети добирались до школы, кто как мог: пешком, рейсовым автобусом, который еще курсирует в селе, у кого есть возможность, привезли родители. Такие трудности вызваны тем, что средств, чтобы довезти учеников в школу, нет: они не заложены ни в нынешнем бюджете, поскольку программа «Школьный автобус» вообще финансироваться не будет, их не хватает и в бюджетах на местах. Поэтому как будут посещать школу эти сто учеников до конца учебного года, — неясно.
В Министерстве образования и науки говорят, что этот груз теперь ложится на плечи местной власти. Однако, к сожалению, их доходы не покрывают необходимые затраты. При этом правительство продолжает курс на укрупнение школ. Будут закрывать малокомплектные учебные заведения, где насчитывается менее 40 учеников. Таких в Украине около пяти тысяч. И с проблемой, чем и как добраться до школы, столкнутся не только мотовиловские школьники.
В укрупнении школ есть свои преимущества, потому что когда учитель биологии заодно и библиотекарь, и завхоз, а для лабораторных работ по физике или химии нет абсолютно ничего в школе — качество обучения и полученные результаты соответствующие. А с другой стороны, если государство не предпринимает никаких шагов, чтобы довозить учеников этих маленьких школ до больших учебных заведений, ситуация заходит в тупик. И в некоторых случаях дети вообще могут остаться без права на среднее образование.
Директор великомотовиловской школы Сергей Вуйналович рассказал, что их районное управление образования уже занимается проблемой финансирования школьного автобуса. И средства на закупку топлива здесь вроде бы есть, но провести тендеры никак не выходит. Предусмотренная сумма такая маленькая, что никто из частных предпринимателей не хочет принимать участие в этих конкурсных торгах. Директор говорит, что такие договоры нужно было бы заключать минимум на полгода, но средств на такой срок не хватает, поэтому никто из предпринимателей не хочет соглашаться с такими условиями.
— Три года у нас работает школьный автобус, потому что в 2007—2008 учебном году была запланирована реорганизация школы в учебно-воспитательное объединение — школу-детский сад, планировалось, что при школе будет три группы детсада на 60 детей. Зона обслуживания нашего учебного заведения покрывает три больших села: Оленовку, Червоную Мотовиловку, Великую Мотовиловку и приближенные более мелкие села. Этот автобус должен был забирать детей. Всего в нашей школе 168 детей, и большинство подъезжает на автобусе. С сентября нам выделил средства сельский совет на топливо, их хватило на полтора месяца. Была еще программа образовательных округов, и она никуда не делась. На базе нашей школы должна была быть база этого округа, потому что у нас проводятся кружки, дополнительные занятия в спортзале. Планировалось, что автобус будет забирать детей на вторую смену на эти дополнительные занятия. Но все упирается в средства. И такие проблемы не только в нашей школе. Каждый пытается выкрутиться, как может, в некоторых случаях родители оплачивают проезд, но ведь это не выход, — добавляет Сергей Вуйналович.
И это хорошо понимают в МОН. Заместитель министра образования и науки Инна Совсун отметила, что в настоящее время в ведомстве ищут международных доноров, которые бы заинтересовались и согласились профинансировать перевозку школьников в сельской местности. «Если не будет доезда, то останемся с малоэффективной системой обучения на селе. Стоимость подготовки одного ученика в сельской школе может достигать 60 тысяч гривен, тогда как в маленьких районных центрах 6 или 9 тысяч гривен. Что хуже всего, даже те большие деньги не гарантируют качественного обучения. Статистика ВНО показывает, что дети из сельской местности лишены доступа к качественному школьному образованию, имеют худшие показатели тестов. Укрупнение школ неизбежно, через это проходили большинство стран Европы. Однао это укрупнение может происходить лишь при условии, что сможем гарантировать довезение в другие школы», — отметила Инна Совсун.
Но поскольку происходят изменения финансирования в условиях децентрализации, местные органы власти еще не знают, будут ли позволять их бюджеты финансировать льготный или бесплатный проезд школьников. Это порождает новые вызовы и проблемы. В министерстве есть желание их решать, но нет возможности дать средства всем и на все сразу. Образовательный бюджет вроде бы уже и утвержден, но до 15 февраля нардепы будут его пересматривать и вносить правки. А в существующей версии государственной сметы для большинства статей расходов на образование в заключительных положениях есть предписание, что средства будут выделяться в пределах, которые будет позволять государственный бюджет. А следовательно, — никаких гарантий на стопроцентное финансирование.
В городских школах еще тоже не знают, какие суммы для них предусмотрены, сколько сможет доплатить местная власть со своей стороны, поэтому на что рассчитывать, какие статьи расходов будут покрыты полностью, а которые частично, и где искать средства на дофинансирование этой разницы — вопросы, остающиеся пока что без ответов. Председатель Ассоциации школ города Киева Юрий Шукевич считает, что нужно финансировать не учреждения и заведения образования, а обучение каждого ребенка по принципу «деньги ходят за школьником». По его мнению, государство должно четко определять, сколько средств может выделить на обучение ученика и сколько не хватает. «Но тогда нужно думать, кто будет покрывать разницу. Родители сейчас и так доплачивают, но не знают, за что. В школе должен существовать базированный менеджмент, чтобы деньги отдать школе, распределить вместе с родительским советом расходы на зарплаты, на восстановление парт, стульев, на повышение квалификации, учебники. И будет видно, сколько и куда тратить», — добавляет педагог. Но пока школьной арифметикой никто не занимается.
Выпуск газеты №:
№13, (2015)Section
Общество