Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мудрость со свистом

Глиняный петушок — культурный индикатор и востребованный товар
29 декабря, 20:51

Наступающий год Петуха обещает быть для Украины счастливым. Повод для столь, казалось бы, огульных суждений дает не что иное, как народная мудрость. В сознании украинцев петух всегда ассоциировался с охотником на нечистую силу. Плюс ко всему считалось, что эта птица приносит счастье, охраняет скот от ведьм и даже помогает отыскать сокровища. Немудрено, что свистульки в форме этой птицы стали одной из самых популярных детских игрушек, и именно форму петуха чаще всего избирали кондитеры для изготовления леденцов.

Впрочем, как рассказывает этнограф, автор монографии «Українська народна iграшка» Александр Найден, петухи появились в нашем фольклоре и традициях сравнительно недавно — несколько веков назад. А в качестве «лакмуса» национального мировосприятия — игрушки — и вовсе в XIX веке. Так что в плане «долгожительства», говорит А. Найден, петух в Украине не идет ни в какое сравнение, скажем, с лошадью, овцой или бараном — их глиняные фигурки были еще во времена Трипольской культуры. Зато насчет распространенности можно поспорить. «Петушиная» тематика, которую украинцы позаимствовали у Азии, очень быстро нашла себе место в традиционных украинских рушниках, вытынанках и, конечно же, игрушках. Некоторые этнографы сегодня даже полагают, что петушок-свистулька — исключительно украинское изобретение. А ее популярности в народе поспособствовала загадочность птицы. Ученые установили, что крик петуха постоянно совпадает с определенной звездной комбинацией.

Так или иначе, но в народном творчестве петух присутствует и по сей день. Керамисты с воодушевлением описывают очереди, которые собираются возле свистулечных стендов на различных выставках и конкурсах. Как и сотни лет назад, в сельской местности петушок-свистулька составляет неплохую конкуренцию национальной валюте — глиняные фигурки гончары предпочитают давать в качестве сдачи. А каждый керамист начинает своей нелегкий путь именно с «упражнения «свистулька».

Так было и у Леси Денисенко-Еременко. Правда, несмотря на то, что гончарный род Денисенко насчитывает более 200 лет, изначально путь Леси Григорьевны не имел ничего общего с этим искусством. Закончила Киевский политехнический институт, работала в одном из конструкторских бюро... С началом перестройки попала под сокращение. Возник закономерный вопрос — а что дальше? В то время ее отец, известный художник Григорий Денисенко, оборудовал дома мастерскую, отыскал гончарный круг. Леся Григорьевна до сих пор с горящими глазами вспоминает, как работал ее отец. «У него было необыкновенно деликатное и трепетное отношение к глине. В его руках она как будто оживала, набиралась какой-то удивительной энергии. Наверное, это меня и заразило», — рассказывает Леся Денисенко- Еременко.

Тогда же бывший инженер и взялась за неженскую, как считают в народе, работу гончара. Дебют не пришелся по душе ни ее отцу, ни самой Лесе. «Мало того, что свистулька-петушок была довольно странного вида, — со смехом вспоминает мастер, — так она еще и абсолютно не звучала». Как оказалось, заставить игрушку выполнять положенные ей функции — совсем нелегко. Для этого Лесе Григорьевне пришлось долго изучать конструкцию милицейского свистка. Самое главное было — понять, как должен циркулировать воздух, чтобы в конце концов игрушка могла издать хоть какой-нибудь звук.

Теперь Леся Григорьевна делает поистине музыкальные инструменты. По ее словам, звучание свистульки зависит от количества полостей и от их величины. При желании можно даже сделать сопилку в виде петуха или любой другой птицы, то есть прорезать полости так, чтобы звук мог вибрировать. Впрочем, потребителей свистулек (а это в первую очередь дети) подобные тонкости мало интересуют. Как утверждает мастер, большим спросом всегда пользуются обыкновенные «пронзительные» петушки.

Разумеется, свистульки — не единственный «продукт» мастера из Василькова Леси Денисенко- Еременко. Есть и авангардная посуда, и традиционные подсвечники, и, конечно же, другие игрушки. В последнем случае главный эксперт мастера — ее внучка. Без оценки пятилетней Маши ни одна сделанная Лесей Григорьевной игрушка не появится ни на одной выставке. Вообще же, несмотря на обилие «умных» машин и кукол, интерес к народной игрушке не иссякает. Мастера утверждают, что все это благодаря ее специфике, — отсутствие излишеств и простота дают максимальную волю детской фантазии. Свистульки же особенно привлекательны благодаря своей «громкости». А еще, как полагает Леся Денисенко-Еременко, дети тянутся к ним на подсознательном уровне. «Для малышей — это первый контакт с землей, которая насыщает их энергией. Они знакомятся со своими корнями, народной мудростью. И я, сотворяя игрушки, черпаю силу, как будто реставрируюсь», — рассказывает мастер.

Этнографы же считают, что именно по свистулькам можно легко отследить традиции, вкусы и даже историю того или иного народа. Один из основных показателей — это роспись. В Украине, к примеру, свистульки всегда отличались сдержанностью и мягкостью тонов, а также пластичными и элегантными формами. Что, к слову, неоднократно отмечали на различных международных конкурсах. И не только. Мастера, выставляющие свой товар на Андреевском спуске в Киеве, утверждают: свистульки — один из самых востребованных товаров. Имеются даже постоянные покупатели. К примеру, одного американца как минимум раз в три месяца можно увидеть на киевском «монмартре». А все потому, что именно украинские птицы-свистульки, по его убеждению, держат на себе всю его коллекцию народных игрушек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать