Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неукраинский антигерой

07 февраля, 00:00

В Советском Союзе существовал официальный маршрут «По Ленинским местам». Правда, известность он приобрел благодаря анекдотам, а рассказов впечатлительных туристов так никто и не услышал. Но если сегодня кому-то вдруг захочется совершить экскурсию «по Ленинским местам», для этого совсем не обязательно ехать в Россию, на родину «вождя мирового пролетариата».

В нашем городе — Мариуполе, к примеру, таких мест очень много, хотя Ленин в нем никогда не был. Самый огромный памятник пролетарскому вождю, что стоит напротив магазина «Тысяча мелочей», в народе называют «Кинг-Конг жив!». В этой композиции каждая фигура знает свое место: большой вождь и маленькие пролетарии. Словно тысячи мелочей, через которые всегда можно переступить и идти дальше, к «великой» цели. Но даже памятники вождям со временем приходят в упадок, и тогда с некоторыми из них происходят удивительные превращения. Одна знакомая как-то рассказывала: «Шла на работу — стоял Ленин, иду с работы — стоит Пушкин». Однако Лениных у нас еще так много, что на освободившихся пьедесталах всем классикам мировой литературы места хватит. Но и особых надежд на «естественный отбор» статуй тоже нет. У каждого Ленина есть свой шеф — предприятие, которое ухаживает за подопечным, прихорашивает его к праздникам.

Мариуполь не одинок в ряду городов — хранителей уличной ленинианы. Она включает в себя проспекты и районы имени Ленина, Ульянова, Ильича, мемориальные доски, статуи и бюсты, заводы, пароходы — всего не перечесть. Впору уже на въезде в каждый город устанавливать дорожный знак: «Город- музей Ленина и Октябрьской революции». Можно сколько угодно твердить, пряча голову в песок, подобно страусу: «А какая разница?», но от этого названия улиц не перестанут прославлять тех антигероев, чьи имена они носят. Многие тешат себя иллюзиями, что Ленин и другие — это уже имена неодушевленные, ничего не говорящие, просто название, как Пятая авеню. Коммунисты же так не считают. «По Ленинским местам» они проводят митинги, демонстрации, прием в пионеры и другие политические акции. А наше руководство с олимпийским спокойствием слушает топонимический гимн всем борцам против независимости Украины и ее мучителям.

А как вы думаете, чей «светлый образ», увековеченный в бюсте, столбенеет у парадного подъезда Управления СБУ в Мариуполе? Дзержинского! Совершенно непонятно, по какой шкале деградации отмечают прославляемого антигероя, цинично попиравшего всякое проявление человечности в угоду маниакальным идеям, зачинателя «чрезвычайки» и вакханалии беззакония. «Железный Феликс» как ни в чем не бывало стоит в почетном карауле на улицах и площадях городов Украины, словно иллюстрация к «педагогической» поэме Маяковского: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь: «Делай ее с товарища Дзержинского».

Наряду с гневным осуждением захватов заложников современными террористами, у нас, в то же время, прославляется один из основателей государственной системы заложничества — Дзержинский — в названии города Днепродзержинск. Разве можно избежать лицемерия на уроках патриотизма, посвященных памяти героев Крут, которые погибли, защищая Украину от большевистского террора, если эти уроки проходят в городе, носящем имя большевика-террориста? В такой топонимике не только лицемерие, но и глумление над памятью национальных героев, над тем, за что они отдали свои жизни, — Украинской государственностью.

Наиболее веский аргумент защитников увековечивания антигероев — отсутствие денег на переименование. Но за 11 лет можно было бы уже постепенно освободить улицы от наиболее одиозных имен, была бы на то государственная воля. Почему же ее нет? Ленин, Дзержинский, Урицкий и прочие, кто пачками подписывал (или распоряжался устно) приговоры на расстрелы, захват заложников, высылку интеллигенции, сегодня являются символами коммунистической идеологии. Вот почему количество «Ленинских мест» не только не уменьшается, но и множится. Это же бесплатная реклама Компартии, ее пиар, которым она прославляет борцов за «светлое будущее». Это преимущество перед другими партиями в агитации и пропаганде. Средство — не менее сильное, чем телевидение.

Мне думается, что власть закрывает глаза на возвеличивание неукраинских антигероев, отдавая их в качестве компенсации своему «спарринг-партнеру» на всех выборах — КПУ. Под видом демократичности вопрос снятия имен большевиков передан местной власти, и есть опасность, что дело это могут поставить на рельсы коммерциализации. «Хотите переименовать улицу Ленина? Ищите деньги!» — поступают предложения на страницах газет. Получается, есть деньги — будут и бульвары имени «авторитетов».

Имена ненаших антигероев — не местного значения, они направлены против государства, против всей Украины и, по моему убеждению, должны сниматься из Киева, от имени Украинского государства. (Логичнее проводить местные опросы и референдумы по новым названиям.) Тем более, что сейчас местная власть отказыает в просьбах о переименованиях под любыми предлогами. Так, например, Управление СБУ в Мариуполе обращалось в горисполком с предложением демонтировать бюст Дзержинского. Ответ был таким: «Нет денег!» Отфутболили и предложения общественности. Неужели Управление СБУ должно искать спонсоров для демонтажа бюста основателя ЧК?

Но, узнав о том, что в нашем городе есть детская библиотека имени... кого бы вы думали? — Павлика Морозова(!) и что ее коллектив никак не может от этого избавиться, я поняла, что дело с переименованиями доведено до полного абсурда. Однако об этом — в другом материале.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать