Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Невраждебный образ «другого»

Украинский буддизм*. С чем его едят? («С салом» — ответ неправильный)
08 октября, 00:00
Украинский буддизм*. С чем его едят? («С салом» — ответ неправильный) Материал подготовила Татьяна БЕЛКИНА, «День»   

СОЗНАНИЕ УМИРАЕТ, НО НЕ СДАЕТСЯ

От автобусной стоянки открывался восхитительный вид на Печенежское водохранилище. На другом берегу, за двухкилометровой дамбой начинался сосновый лес без признаков человеческого существования. Но прилепившаяся под указателем «База отдыха — 3 км» лаконичная надпись «Пхова» подтверждала, что я двигаюсь в правильном направлении. Первый же автомобиль, обогнавший меня за поворотом «на Пхову», затормозил:

— Девушка, садитесь скорее, опаздываем!..

Пхова — курс Сознательного Умирания, практика, которую каждый уважающий себя буддист старается проходить не реже раза в год. Практика тайная, то есть может проводиться лишь посвященным в ее тайну, а таких людей на территории бывшего СНГ — раз-два и обчелся. Или даже только «раз» — лама Оле Нидал, гражданин Дании, признанный восточными лидерами буддизма в качестве квалифицированного Учителя и получивший их благословение делиться обретенной мудростью с западным миром. Под «патронатом» ламы Оле находится весь бывший Советский Союз (где им основано на сегодняшний день более 90 буддистских центров, из них 10 — в Украине), хотя маршрут его круглогодичных странствий охватывает все континенты. Перемещаясь по миру в режиме: день-два в городе (лекция, беседы в группах, встреча с центром), ночь — на переезд, Оле Нидал проводит пятидневный курс Пховы не более двух раз в году. Не удивительно, что правоверные буддисты съезжаются ради этого события с половины земного шара.

— Вы только что приехали? — разворачивался тем временем разговор в машине. — Плохо: ведь вы не получили Прибежище. Попросите Оле, он вам даст сегодня.

Мне вспомнились озабоченные лица родственников: «Смотри же, не поддавайся!.. Чтоб никакого умирания — ни сознательного, ни (тем более!) без!..»

— Да вы не волнуйтесь, у вас карма хорошая, — по- своему растолковали мое смятение спутники. — Наверное, когда Будда медитировал, сидя под деревом, вы были обезьянкой на его ветвях.

— А вы кем были? — не без тайной обиды поинтересовалась я.

— Ну мы... Камушками какими-нибудь. Песчинками...

«Камушки» (принявшие, как оказалось, бусы у меня на шее за четки) приехали на Пхову из Краснодарского края! Что было удивительно только в первый момент, ибо в дальнейшем я повстречала людей из Москвы, Питера, Архангельска, Владивостока, Польши, Германии... и, конечно, из Украины — общим числом около 1000 человек. Интернациональный, преимущественно (хотя и не исключительно) молодежный, состав участников, непринужденное поведение, дружба всех со всеми и радостная готовность к новым знакомствам, — все это вызвало у меня ностальгическую ассоциацию со всевозможными слетами и фестивалями советских времен. Такая же отличная база отдыха, отданная в распоряжение «тусовки», такие же (почти) объявления и регламентации: «На территории Пховы запрещены алкоголь и наркотики!»; «Жечь костры только в отведенных для этого местах»; «Господа, просьба не купаться в голом виде». (Последнее нарушалось. Сама видела.). Но интерьер огромного круглого зала на втором этаже клуба вряд ли можно было назвать традиционным — за несколькими грядами разномастной обуви у входа все лекционное пространство было устлано спальниками, ковриками, одеялами, циновками, на которых сидели, лежали, восседали в позе Будды и прочих позах сотни людей, разговаривали, целовались, спали, медитировали, изучали тексты мантр... Наконец, приветствуемый аплодисментами и вставанием появился лама Оле. Еще минут пять зал шевелился, рассаживаясь поудобнее, придвигаясь поближе к энергетическому полю ламы (я, не имея собственного коврика и не решаясь присоседиться к землякам в центре зала, скромно присела возле входа на пару чьих-то шлепанцев огромного размера), потом все затихло и таинство Пховы началось... (Секретов там было не больше, чем на лекции по гражданской обороне, и подписку о неразглашении никто с меня не брал, так что я умолкаю исключительно из пиетета перед статусом таинства).

У ОЛЕ ПОЛЕ. Я В ПОЛЕ ОЛЕ («полевое» интервью с ламой Оле Нидалом)

— Лама Оле, я не буду задавать вопросов по сути буддизма, так как знакома с утверждением: «Чтобы понять буддизм, нужно его постичь»...

— О, это сказали люди, которые зарабатывают на жизнь тем, что превращают простые вещи в сложные. Какие-то бюрократы. На самом деле, буддизм — это просто здравый смысл. Может быть, так: все мы ищем счастья, разумным удается его найти, неразумным — нет.

— А не было ли ваше сознание подготовлено к восприятию буддизма практикой приема наркотиков?

— Моя диссертация называлась «Измененные состояния сознания» и в ней я описывал, в частности, состояния, достигаемые с помощью наркотиков. Но я имел возможность убедиться, что медитация дает гораздо больше. Слишком многие погибли от наркотиков, многие наши друзья. Но может быть те, кто выжил и вернулся, действительно стали хорошей почвой для «западного» буддизма.

— Вы впервые посетили СНГ в 1989 г. — совершенно очевидно, что раньше вас бы просто сюда не пустили. Но, предположим, что это случилось. Могли ли тогда идеи буддизма найти здесь отклик?

— В то время у вас не было доверия между людьми: каждый думал о другом, что он может быть осведомителем. Президент нашей российской ассоциации рассказывал мне о своем друге, который отсидел 6 лет только за то, что выполнял медитации. Если бы мы приехали тогда, нам пришлось бы заниматься подпольной деятельностью.

— А сейчас вы ощущаете какой-нибудь контроль?

— Я не думаю, что больший, чем за деятельностью любой церкви. Я не ощущаю никакого давления, не получаю никаких рекомендаций.

— Во Владивостоке вы читали лекцию военным морякам и проводили с ними медитацию. Чья это была идея?

— Их. Они меня пригласили. Это были моряки с атомных подводных лодок.

— А... да, это подходящее место для занятий медитацией. А перед заключенными вам выступать не приходилось?

— Просто пока не приглашали. Хотя это неплохая идея. Ведь у них там очень много времени для медитации, верно? Может быть, стоит послать им наши книги.

— Не кажется ли вам, что такая религия, как буддизм, все-таки больше соответствует природе Тибета, Сибири — огромные пространства, а контактов мало?

— Да, очень соответствует. (Лама почему-то смеется и гладит меня по голове. — Авт. ) Но я бы сказал, что современный буддизм еще больше подходит людям, которые работают на компьютере. Потому что буддист очень хорошо понимает, что может быть «и — и», а не только «или — или».

— Знаете, лама Оле, мне это правило действительно кажется очень привлекательным. Но все-таки существует традиция в религии. Для Европы нет ничего более естественного, чем христианство, не так ли?

— Мое мнение, что дело не в традиции, а в спросе и предложении. Если в Европу приходит буддизм, то это не значит, что христианство теряется. Азия, бывшие буддистские страны сейчас наполняются христианами. Эти страны перенаселены, бедны, полны болезней и страдания, а христианство придает смысл страданию. Оно учит терпению, показывает того, кто пострадал еще больше. В этом смысле на христианство сейчас в Европе спрос меньше.

— Ротация религий? Тогда почему вы не приветствуете появление в Европе мусульманского государства?

— Косово? Нет, тут не так. Это ведь не ислам пришел в Европу, потому что у людей там появилась потребность в нем, это сами мусульмане пришли, стали жить по своим законам, стали рожать много детей. Я очень против этого. Люди думают, что если много детей, то будет кому кормить их в старости, но не могут дать детям ни образования, ни воспитания, никаких современных возможностей — остается только экспансия. Я считаю, что это очень опасно. Нужно платить людям в бедных странах, чтобы они не заводили много детей и хорошо заботились о тех, которые уже есть. Когда люди живут хорошо, они неизбежно становятся более буржуазными, менее агрессивными, с ними можно ужиться.

— Ну, это говорит буддист — у него впереди много перерождений и он рассчитывает, спустя века, еще увидеть проблему решенной...

— Как-как? (Идет совещание с переводчиком. — Авт. ) Буддист — да, но не весь буддизм. Вы понимаете? Я говорю только свое личное мнение. Один буддист. Но... не самый глупый.

— Лама Оле, вернемся к теме спроса и предложения религии — применительно к Украине. Вы считаете, что здесь есть спрос на буддизм?

— Я вижу его. И я могу его объяснить. В посткоммунистических странах к буддизму привлекает отсутствие догмы. Не нужно ни во что верить слепо, все можно и нужно проверить. Это замечательные слова Будды: «Не верьте ничему только потому, что это сказал я». Мне кажется, в таком способе мышления сейчас большая потребность.

— Оле, а вам случалась недружелюбная, нерасположенная к вам аудитория?

— Чаще всего приходят люди, настроенные на восприятие. Если им что-то не нравится, они просто уходят. Но вообще-то, я ведь представитель Будды. Так что я всегда выигрываю...

ДА, СТРАНЕН Я...

...Со второго этажа клуба доносились протяжные выдохи тысячи буддистских глоток и энергично-задорный выкрик в конце каждой серии. Со стороны, признаться, было весьма забавно. Местную молодежь, любопытством притянутую к базе, диковинные звуки стали наконец раздражать. Проведя артподготовку спиртным, молодежь пошла на приступ Пховы. Но силы были неравны, к тому же молодежь сильно шатало, так что благородный порыв «пойти разобраться с придурками» исчерпался в легкой заварушке у входа. После чего «изгнанные из храма» сели на мотоциклы и укатили, опасно виляя, навстречу новым, более доступным подвигам.

— Мы здесь живем, а эти сволочи понаехали и устроили тут ... (термин, по-видимому, более понятный для непосвященных, чем Пхова), — были их прощальные слова.

И в этих суровых речах была своя правда. Мы здесь живем, живем плохо, трудно. И давно хотим кому-нибудь, виноватому в нашей плохой жизни, дать по голове. Но виноватые не отыскиваются — в пределах досягаемости все только потерпевшие. Остается либо бить морды друг другу («А шо делать?»), либо, если повезет, найти для этой цели другого — не такого, как все, странного. Это он съел наш хлеб и перекачал деньги с наших сберкнижек в швейцарские банки. Он отравил все колодцы. Он ходит зимой без шапки, когда нам всем холодно. Он идет по эскалатору, когда все стоят. Он болеет за чужую команду. Молится чужому Богу. Он должен быть наказан.

«Да, странен я! — признавал один слишком умный литературный герой. И тут же, убоясь надвигающегося остракизма, отмечал смягчающее обстоятельство: — Не странен кто ж?» И действительно — кто ж? Да никто ж! Все мы немножечко лошади. Но дело даже не в этом. А в том, что цивилизация медленно, но верно продвигается по пути доверия к «другому». Если его еще и не приветствуют, то уже и не сжигают на кострах. И даже бьют не всегда. «Не обязательно говорить только «это хорошо, а это — плохо», — учат буддисты. — Можно научиться говорить «и одно, и другое». И, вероятно, тот, у кого впереди достаточно много перерождений, еще сможет (спустя века) увидеть отрадные плоды этого гуманного стиля.

* В буддизме существует множество школ и направлений; все, о чем говорится ниже, относится к буддизму Школы Карма Кагью (Алмазного Пути**). ** Терминология любого учения — будь то буддизм или квантовая физика — составляет, как правило, половину самого учения. Чтобы не превращать данную статью в учебный словарь буддизма, терминология не комментируется. l l l l l l l

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать