Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О рисках «простых решений»

Философия в университетах: пережиток прошлого или прорыв в будущее?
28 января, 11:13
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В конце прошлого года министр образования и науки Украины Сергей Квит отменил приказ № 642 «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента» от 9 июля 2009 года, который устанавливал перечень обязательных дисциплин гуманитарной подготовки в ВУЗах и их объемы. То есть, теперь каждый университет сам будет решать, какие непрофильные предметы сделать обязательными, а какие нет, для всех специальностей или избирательно и тому подобное. Общество отреагировало мгновенно на такие новации — бурными дискуссиями. Особенно вокруг вопроса изучения истории Украины и философии. О необходимости массового исторического образования, неизученных уроках истории и их роли в сегодняшней ситуации на Востоке страны, а также реакции на эти новации в образовании «День» писал в номере за 23 января 2015 года в статьях «История — защищает» и «Кровь неусвоенных уроков».

Сегодня продолжаем эту тему статьей доктора философских наук Татьяны Гардашук о том, чем полезны знания философии абсолютно для всех специальностей и как к этому вопросу подходят в университетах с мировым именем — Гарвардском, Оксфордском и других.


На фоне реформирования образовательной системы Украины образовательное и научное сообщество всколыхнули сообщения об отмене нормативных гуманитарных дисциплин в вузах, в частности философии (Приказ МОН Украины № 1392 от 25.11.2014). Отныне включать философию в учебные планы не обязан никто, за исключением самих философов. Более того: вынесен на обсуждение (срок которого заканчивается 31.01.2015) проект Положения о порядке подготовки специалистов степени доктора философии (до сих пор — кандидата наук) и доктора наук в аспирантуре и докторантуре вузов. По этому проекту по подготовке докторов философии какая-либо философия должна быть исключена.

Намерения МОН в отношении философии прокомментировала на Общественном радио первый замминистра Инна Совсун. Если коротко, то ее основные тезисы таковы:

— философия в университетах — наследие СССР, идеологического контроля;

— философия неинтересна студентам, потому что уровень преподавания низкий;

— философию должны включать в университетские курсы по выбору, а сейчас она «навязывается извне, а не является осознанным выбором изучения философии.

На мой взгляд, содержание дискуссии относительно самого приказа и интервью выходит далеко за пределы корпоративных интересов преподавателей философии и других дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Вопросы, которые затрагиваются в этих дискуссиях, непосредственно касаются понимания природы образования в целом и университетского в частности в культурно-историческом и стратегическом аспектах, и не только этого.

УНИВЕРСИТЕТ КАК  АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР,  НАПРАВЛЕННЫЙ НА МОЛОДЕЖЬ

По своей природе образование является очень сложным и многомерным социальным явлением. Чаще всего образование ассоциируется с молодым поколением, которому передаются знания и опыт, необходимые для эффективного решения задач повседневной жизни, социальные, культурные, религиозные, философские, моральные ценности, которые исповедуются обществом. Не случайно французская исследовательница Жаклин Рюс определила образование как способ вхождения человека в мир.

Украинское образование по форме и содержанию должно не только приближаться к европейским или мировым стандартам знаний, но и стать в то же время мощным средством освоения европейского и мирового культурного ландшафта и утверждения собственной европейскости. Не излишне вспомнить, что само понятие «европеец» было введено в 1623 году английским философом Френсисом Бэконом, который был убежден, что, несмотря на национальные отличия, читатели его трактатов думают о себе как о людях, которые живут на одном континенте. Философия и другие общественно-гуманитарные дисциплины как раз и способствуют достижению этих целей, поскольку фундаментом европейского образования со времен античности является философия.

Университеты также являются атрибутом европейской цивилизации. Исторически формирование университетов на территориях средневековой Европы, начиная с ХІІ в., это как попытка найти эффективный социальный механизм передачи знаний. Университет зародился как определенный альтернативный мир, направленный на молодежь и ее творческий потенциал, а, следовательно — на будущее.

ФИЛОСОФИЯ И УМЕНИЕ  ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

В современном мире университеты остаются основными центрами образования, где, по мнению немецкого философа Мартина Хайдеггера, должны в первую очередь учить мыслить, и в этом заключается фундаментальное отличие их от обычной школы. А по определению ирландского университетского деятеля ХІХ в. Дж. Генри Ньюмена, образование, в частности высшее, должно способствовать становлению «власти вышколенного ума как интеллектуальной и социальной силы». Признаками же такой интеллектуальной и социальной силы является «приобретенное умение рассудительности, проницательности, прозорливости, мудрости, философской настроенности, интеллектуального самообладания и покоя». Эти запросы к образованию актуализируются с еще большей силой в наши дни.

Учитывая это, философия выступает мощным средством интеллектуальной выучки и освоения разнообразия европейской культуры в ее целостности и в то же время является неотъемлемой составляющей этой культуры, ее квинтэссенцией. Поэтому от преподавания философии (и других гуманитарных дисциплин) в украинских вузах будет зависеть и вхождение молодых людей в европейский мир.

Изучая философию, человек учится задавать вопросы: «Что я могу знать?», «На что могу надеяться?», «Что я могу делать?», и такое умение должно стать внутренней потребностью современного молодого человека, будущего специалиста, который будет принимать участие в разработке и внедрении новейших технологий, анализе сложных евроинтеграционных и глобализационных процессах или в принятии решений, от которых может зависеть жизнь и здоровье многих людей, качество окружающей среды, благосостояние нации и человечества и т. п.

Философия способна приблизить молодого специалиста к пониманию всей сложности причинно-следственных связей во времени, пространстве и на уровне принятия решений. Сверх того, философия предостерегает от упрощения мира, а, следовательно, и от слишком простых решений. Ведь горькие последствия некоторых «простых» решений прошлого искупаем мы, и будут искупать еще и наши потомки.

Поэтому освобождая студентов университетов от изучения философии, сторонники такой «новации», во-первых, редуцируют университеты как центры, которые по определению предоставляют всестороннее образование и призваны воспитать не просто специалистов, но и культурных, эрудированных людей, до уровня реальных училищ, которые продуцируют ремесленников. Во-вторых, таким способом молодежь отсекают от пласта европейской культуры, без которой нечего говорить о евроинтеграции и конкурентоспособности выпускников на европейском и глобальном рынке труда. В-третьих, подвергают все общество рискам «простых решений».

О НАЦИОНАЛЬНОЙ  «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАТРИЦЕ»

Одним из аргументов против преподавания философии является «преодоление пережитков советской образовательной системы». Да, в советские времена изучение философии в высших учебных заведениях рассматривалось как средство подготовки идеологически сознательных строителей коммунизма, способных давать отпор всяким проявлениям буржуазной идеологии. История философии выстраивалась как предтеча единственно правильной марксистско-ленинской философии, оставляя вне поля зрения богатейший спектр исторического опыта философской мысли, а разнообразие философских течений, направлений, учений второй половины ХІХ—ХХ вв. упоминалось разве что в контексте «буржуазной философии», сверялось с догматами марксизма-ленинизма, и, соответственно, подвергалось критике.

В результате этого сложилась ситуация, когда, несмотря на повсеместное и обязательное преподавание философии, студенты были лишены возможности ознакомления с широким спектром философских учений и традиций, а заидеологизированность и догматизм формировали негативное, а то и пренебрежительное отношение к философии и другим гуманитарным дисциплинам среди студенчества. С обретением независимости преподаватели освободились от идеологического пресса и встали перед необходимостью освоения тех пластов и направлений философской мысли, которые игнорировались советской образовательной системой. Поэтому навешивание на современные программы преподавания философии ярлыка «советской идеологии» является такой же идеологизацией образования.

Сегодня следует определиться, во-первых, с формами и методами реинтеграции украинского образования в европейскую образовательную традицию; во-вторых, с путями интеграции украинской молодежи, в частности студенчества, в европейскую культуру. Но реализация этих задач возможна лишь при условии интеллектуальной интеграции украинской интеллигенции, в первую очередь научных работников и преподавателей украинской высшей школы, в европейский культурный и образовательный процесс, расширение горизонтов сотрудничества с европейскими коллегами, усвоение и практическое воплощение автономии университетов и научного нонконформизма, так как последние являются высшими характеристиками университетов как общественных и образовательно-научных институтов. Исторический опыт показывает: успешное продолжение образования в европейских университетах определяется в первую очередь успешностью отечественной высшей школы, ее релевантностью европейской традиции, что, в свою очередь выдвигает к ней соответствующие требования разработки национальной «образовательной матрицы», которая опирается на национальные традиции и одновременно сориентирована на общемировые стандарты.

Преподавание философии в значительной мере повышает уровень академической мобильности и шансы самореализации студентов, потому что существуют немало примеров, когда само знакомство с философией на первых курсах университетов побуждает студентов к более глубокому ее изучению. И не только изучению ее, но и других предметов. Из собственного преподавательского опыта (который весь приходится, кстати, на постсоветское время) приходится констатировать: студенты-медики, менеджеры или технари во время преподавании общего курса философии смотрят на тебя широкими глазами, потому что не знают, кто такие Джордано Бруно, Галилео Галилей или Коперник, а студенты, у которых математика является базовым предметом, не знают, что такое аксиома, интегрирование и дифференцирование. И здесь вопрос уже не к компетенции преподавателя философии и не к «советскому наследию»...

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ — ЭТО НЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А РАБОТА  НАД СОБОЙ

Не выдерживает критики и тезис пани Совсун о том, что философия «навязывается извне, а не является осознанным выбором изучения философии». Если идти по этой логике, то и вся система дошкольного и школьного образования является навязанной извне. Но ведь определены образовательные стандарты и образовательные каноны, которые нужно усвоить, чтобы быть способным делать в дальнейшем сознательный выбор. Поскольку в школах философия не преподается, то каким образом студенты бакалаврата могут выбирать то, о чем не имеют представления?

Предложение заместителя министра относительно замены общего курса философии спецкурсами также является неосновательным, потому что перед тем, как приступать к изучению спецкурса, студент должен приобрести общие знания по философии. Мне в принципе кажутся сомнительными разговоры об образовании в терминах «интересно — неинтересно», потому что процесс получения образования — это не развлечение, а, в первую очередь, работа над собой, которая нуждается в немалых интеллектуальных усилиях.

Сегодня присутствие курса философии в университетских учебных программах должно рассматриваться не как рудимент советской идеологической системы, а как прекрасный случай ознакомить студентов с квинтэссенцией европейской культуры и побуждать их к более глубокому постижению ее в последующей учебе, работе, саморазвитии и самообразовании — в «пожизненной учебе». Ведь для того, чтобы уметь давать ответы на вызовы современности и противостоять разного рода кризисам, необходим мощный человеческий интеллектуальный ресурс, в котором совмещаются «проницательность и дисциплинированность естественных, социальных и гуманитарных наук так, как они сосуществуют в исследованиях и учебном процессе в университете, — и, практически, больше нигде» (Ярослав Пеликан). Введение этого критерия в реальную университетскую практику и дело подготовки специалистов должно стать предохранителем против утилитарного взгляда на образование как передачу комплекса профессиональных знаний без должной опоры на культурное наследие.

Философия опосредствовано является и фактором карьерного роста, поскольку изучение философии способствует формированию критического мышления, культуры общения и ведения дискуссий, творчества, возможности понять широкие перспективы. Эти умения привлекают работодателей, ориентированных на инновационное развитие. Эти аргументы приведены на сайте Кембриджского университета, чей авторитет, кажется, отрицаний не вызывает. Здесь философию рассматривают как важный фактор, который способствует карьере широкого круга специалистов, — от журналистов и законодателей до банковских работников и менеджеров.

А вот как объясняют студентам значение философии в Гарвардском университете: «... в действительности, опыт и навыки, полученные во время изучения философии, являются очень востребованными на рынке труда, особенно при условиях нестабильного и переменчивого экономического климата. Многие узкоспециализированные навыки быстро устаревают, и поэтому многие люди вынуждены изменять свою карьерную линию по несколько раз в течение жизни. А опыт, который предоставляет философия, всегда имеет большой спрос: это способность четко мыслить и излагать свои мысли, способность обращать внимание на детали, четко и понятно объяснять сложные идеи, устанавливать причины и следствия, видеть вещи в более широком контексте, бросать вызовы ортодоксии. Одним словом, философия предоставляет вам опыт и навыки, которые вы сможете использовать в течение жизни».

А в дополнение ЮНЕСКО прямо декларирует «Деятельность ЮНЕСКО невозможна без философии».

Что же нам предлагает МОН с фактической отменой философии в вузах: десоветизацию или глубокую провинциализацию?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать