Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пейзаж с видом на Царьград

О книге, которая станет фактором создания новейшего украинского государства
02 октября, 12:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Среди многочисленных новинок недавнего Львовского форума издателей особенно выделялся ряд книжек, подготовленных редакцией всеукраинской газеты «День», а больше всего традиционный уже для данного издания сборник исторической публицистики «Повернення в Царгород» (под общей редакцией Ларисы Ившиной, составитель Игорь Сюндюков). Этот солидный том на полтысячи страниц содержит 32 статьи 17 известных далеко за пределами Украины авторов. Достаточно назвать хотя бы недавно умершего философа Сергея Крымского или Валерия Смолия, который много лет возглавлял  Институт истории НАНУ.

Формально составление сборника связано с тем фактом, что в XVII веке Украина оказалась в геополитическом треугольнике Россия (Евразия)  — Польша (шире — Западная Европа) и Турция (Средиземноморье). Собственно, такой треугольник тогда был просто больше осязаемый, но так или иначе он существовал и продолжает существовать и в другие эпохи. В предыдущие годы газета уже издала два сборника, где рассмотрены сложные отношения Украины с Россией и с Западной Европой (прежде всего, Польшей). Поэтому эта книжка логично завершает намеченную трилогию. В ней идет речь об исторических взаимоотношениях Украины-Руси (княжеской и казацкой) с двумя империями, которые сменили одна другую на противоположном от нас берегу Черного моря, — Византийской и Османской. Они имели одну и ту же столицу, которая в разные времена называлась Византией, Константинополем, Стамбулом. В наших же летописях ее традиционно именовали Царьградом. Отсюда и название сборника.

Современная Украина стремится вернуться, прежде всего, в Европу. Но и «южный вектор»  для нас очень важен. С ним также связаны глубинные слои нашей исторической памяти, на том направлении тоже формировались значимые черты нашего национального характера. Именно из Царьграда молодая Киевская Русь позаимствовала максимум государственнических, церковных, социальных, культурных, дипломатических традиций — как позитивных, так и негативных. Поэтому все это подлежит тщательной инвентаризации и переосмыслению для преодоления отживших стереотипов во имя будущего. К тому же возвращение в Царьград — это еще и в какой-то степени возвращение в детство и юность нашего этноса. Такое возвращение даже мысленно всегда волнует и поучительно    — как воспоминания о первых надеждах, иллюзиях, разочарованиях, но и о первом драгоценном опыте, добытых собственным умом истинах, выработанных жизненных принципах.

Из Византии к нам пришло христианство (непосредственно или опосредствованно), а с ним и много особенностей нашей духовности, вплоть до нынешних дней. Об этом статьи И.Сюндюкова, В.Рички, И.Смешко. С Царьграда к нам пришел храм Софии, культ этой святой и ее дочек — Веры, Надежды и Любови, который обрел на украинской почве новые черты. Этому посвящены статьи Д.Степовыка, С.Крымского, В.Панченко.

Дается оригинальный взгляд на казачество как на преемников (хотя бы частично) традиций древнерусских дружинников, по чьим маршрутам казаки плавали к турецким берегам, византийских пограничников-акритов, которые вели очень схожий образ жизни. В то же время подчеркивается часто умалчиваемый мощный тюркский и в том числе татарский и османский компонент внутри нашего казачества. Этому посвящены исследования П.Кралюка,  Г.Халимоненко, Т.Чухлиба.  

n Немало статей посвящено персоналиям — как будто и хорошо уже известным, но здесь представленных в неожиданном ракурсе, цареградском. Это очерки о Кирилле и Мефодии, Владимире Святом и Ярославе Мудром, Петре Сагайдачном, Богдане Хмельницком и Петре Дорошенко, Роксолане и Екатерине Второй, Агатангеле Крымском.

Целый ряд статей посвящен Крымскому ханству — уникальному государству, о котором знаем намного меньше, чем следовало бы (да и те данные в основном искажены шовинистической историографией — сначала царской, потом советской), но без него невозможно представить взаимоотношений Киева (Запорожской Сечи) и Царьграда.  Об этом рассказывают Г.Абдулаева, Н.Семена, В.Степанков.  

Хоть Византии не существует уже свыше 500 лет, она оставила по себе довольно большое духовное наследие, часть которого по праву принадлежит Украине. На это наследие издавна претендуют агрессивные соседи, поэтому мы должны отстаивать собственные законные права. Об этом — заключительная статья Сергея Кота и завершающая хроника «Візантійська спадщина: хроніка спотворень». Киев имеет никак не меньше оснований чувствовать себя духовно третьим Римом (после второго        — Царьграда), чем Москва, которая издавна претендует на это. Но отстоять собственные исторические основы и перспективы, можно только реально вернувшись в Царьград, актуализировав в  коллективной памяти эти важные моменты родного прошлого. 

Этот сборник, безусловно, найдет своего благодарного читателя в лице старшеклассников, студентов, научных работников, всех, кому интересна родная история. Ведь поднимаются темы, которые до сих пор мало исследованы, находятся на самом острие профессиональных дискуссий. При этом изложены они максимально популярно, часто с публицистическим пылом, который никого не оставит равнодушным. Сама Л.Ившина считает этот сборник своеобразной книгой «на вырост», ключами от нашей субъективности, нашего настоящего места в этом мире. Издание увидело мир в очень непростой, переломный период современной украинской истории. Поэтому много с того, что анализируется на этих страницах, перекликается с тем, что переживаем в настоящее время на собственной шкуре. Чего только стоит статья В.Рыжкова «Как сепаратисты Киевскую Русь погубили»! Поэтому книга очень и очень актуальна. Ей, кроме всего прочего, очевидно, суждено будет стать еще и фактором создания новейшего украинского государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать