Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Война поможет... туризму?

Специалисты индустрии приводят примеры стран , где конфликты дали старт развитию отрасли. Эксперты — о том, возможно ли это в Украине
18 декабря, 12:48

«Какой туризм во время войны?» — логический вопрос в контексте нынешних событий в Украине. Но представители туриндустрии приводят примеры Израиля, Черногории, Румынии, Грузии и других стран, возрождение и становление в которых этой отрасли началось или во время военных действий, или по их завершении. Нынешнее внимание к Украине со стороны практически всего мира тоже можно использовать с пользой: давать информацию о нашей истории и культуре, а не только о боевых действиях.

Вместе с тем, по свидетельству Ассоциации индустрии гостеприимства Украины, внимание к внешнему и внутреннему туризму со стороны власти — нулевое. Ликвидировали государственное агентство развития туризма и курортов, отрасль никоим образом не поддерживается, а это, по данным Ассоциации, один миллион самозанятых представителей малого и среднего бизнеса — «креативный класс, на котором строится демократическое общество». А в Коалиционном соглашении вообще не идет речь о поддержке туристической отрасли.

До 2013 года в Украине наблюдалось увеличение потока туристов — как внешнего, так и внутреннего. В прошлом году внешний поток туристов составил 23 миллиона человек (в основном ехали в Крым, Львов и Киев). Это — больше, чем в Болгарии и Греции вместе взятых. Киев в 2013 году посетил 1 миллион 215 тысяч иностранцев (за девять месяцев), а за аналогичный период 2014 года — 704 тысячи. О Крыме вообще речь не идет. В 2014 году в Украине «упал» как внешний, так и внутренний туризм. Не состоялся и ожидаемый наплыв украинцев летом в приморские области государства — в результате оккупации Крыма. Напротив: в Одесской области он снизился на 15%, приблизительно такая же картина и в других приморских областях. Единственная область, где турпоток снизился ненамного — Львовская область, а в самом Львове его даже удалось увеличить на 5% — благодаря, по словам экспертов, «титаническому труду городской администрации».

— Туризм — в первой тройке приоритетов развития во всех странах ЕС. К сожалению, этого понимания мы не видим и у нового состава ВР. Туризм — это имидж. К нам сейчас приковано внимание всего мира. И в этот «открытый рот» можно положить информацию о нашей истории, культуре, о наших туристических маршрутах. То есть, ситуацию можно использовать для создания интереса у заграничных туристов. Например, путем организации дней Украины в странах ЕС — при посольствах, например. Думаю, ни одно государство не откажется от этого, — говорит председатель правления Ассоциации индустрии гостеприимства в Украине Александр ЛИЕВ. — К сожалению, ни в одном Коалиционном соглашении не было упоминания о туризме. Только в одном упоминалось о «зеленом» туризме... И это несмотря на то, что мы делали встречи с политиками, депутатами, разъясняли, искали общий язык. В мире нет ни одной страны, где бы сфера туризма развивалась сама по себе. И то, что в Грузии за последний год поток туристов увеличился на 50% — это роль государственной поддержки, промоции, следствие хороших законодательных решений.

Поэтому сегодня представители туристической индустрии Украины предлагают принять «Туристический кодекс» — понятный документ для западных партнеров. Потому что, по словам специалистов, законодательные документы, регулирующие сегодня туристическую индустрию — законы Украины «О туризме» и «О курортах», — 15-летней давности, — крайне устаревшие.

— Мы слышим несколько отрицаний: что сейчас — война, нужно помогать Востоку. Но если посмотреть историю, то страны, которые хотели жить не сегодняшним днем, во время войны думали, как будут жить после ее завершения. Например, сейчас актуальными являются вопросы бойцов, которые вернулись с войны. Доказано, что лучше всего социализирует и возвращает к жизни путешествия по своей стране... В 1929 году, когда в США был голод и разруха, а также Великая депрессия, Рузвельт одним из стратегических направлений выхода страны из кризиса выбрал внутренний туризм. Он сказал, что ты не можешь считаться патриотом своей страны, если ты ее не знаешь (согласно исследованию, 80% жителей Крыма никогда не было на материковой Украине. — Авт.). Еще один пример — Испания 1944 года: идет Вторая мировая война, а туризм уже признан приоритетной отраслью развития страны. Второе отрицание, которое мы слышим: что в Украине нет инфраструктуры, мол, если бы появились дороги, гостиницы, хостелы... Все лидеры туризма начинали развивать внутренний туризм, не имея инфраструктуры: в Америке жили в железных вагончиках и ночевали в хостелах, стоимостью менее 1 доллара за ночь, во Франции жили в разрушенных дворцах. Начинали это делать представители среднего класса и студенчества. Впоследствии появилась и инфраструктура — когда все участники поняли, что они совместно что-то могут решать, — сказала председатель общественной организации Open Ukraine Юлия АЛЕКСЕЕВА.

Эксперты в туристической отрасли говорят, что на первом месте в развитии турбизнеса — даже не инфраструктура. Представитель туристического направления КГГА Алексей ЕВЧЕНКО напомнил, что в теории продаж есть два основных понятия: узнаваемость и создание лояльности к бренду или продукту. Узнаваемость Украины уже есть, нужны условия, чтобы наш туристический продукт стал интересным и затребованным.

— Сегодня в ВР пришли молодые и прогрессивные депутаты. Практически все они ставили перед собой две основных цели: создание инвестиционного привлекательного климата в стране и изменение структуры экономики, поскольку она сегодня на 70% состоит из импорта. В создании инвестиционной привлекательности есть две задачи: условия для существования бизнеса — дерегуляция, и создание благоприятной налоговой системы. Сейчас важно не забывать правильную структуру достижения целей, — чтобы опять не воцарилась декларативность. Потому что туризм — это всегда скрытый экспорт, это увеличение валюты в этой стране и это то, что нам необходимо. Сейчас у нас ситуация, когда города развивают самостоятельно свою туристическую политику, нет общенациональной программы. Очень важно, чтобы была хотя бы какая-то рабочая группа, которая бы смогла объединять инициативы, которые уже есть в стране.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать