Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что «не дошло» до Украины?

Интеллектуальное наследие украинских эмигрантов в Турции для нас — терра инкогнита.
16 мая, 12:06

Интеллектуальное наследие украинской эмиграции очень велико. Это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что свидетельствует, что интеллектуальный потенциал украинцев велик. Даже очень велик. А плохо потому, что украинские интеллектуалы часто не могут нормально реализовать себя в Украине — лучше это делать за рубежом.

Говоря об интеллектуальном наследии украинской эмиграции, мы даже не представляем, насколько оно велико. Главным образом акцентируем внимание на эмиграции «недавней», ХХ века. И часто говорим о зарубежных сознательных украинцах — преимущественно гуманитариях, то есть писателях, историках, литературоведах и пр.

Но украинская интеллектуальная эмиграция — явление давнее. Вспомним Феофана Прокоповича, Стефана Яворского и многих других украинских интеллектуалов, эмигрировавших в Россию в ХVIII в. Но они же в значительной степени построили русскую имперскую культуру! А возьмите век ХІХ! Вспомните хотя бы Николая Гоголя. По большому счету, это тоже был украинский эмигрант. В конце концов, таким эмигрантом был и Тарас Шевченко — правда, который хотел вернуться в Украину. Представим себе: а если бы наш Кобзарь в юные годы не покинул Украину и не оказался в Вене, Петербурге, стал ли бы он тем, кем он стал.

Но часто наши люди, чтобы себя реализовать, эмигрировали не только в «братскую» Россию, но и в страны Центральной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, Османскую империю. Кстати, интеллектуальное наследие украинских эмигрантов в Турции для нас — терра инкогнита. Самой известной нашей эмигранткой в Турции является Роксолана. Но не Роксоланами едиными...

А еще следует учитывать, что интеллектуальное наследие украинской эмиграции — это не только гуманитаристика. Украинцы за рубежом сделали немало для развития точных наук, техники, медицины.

Мы всерьез не задумываемся, почему имеем такую большую интеллектуальную эмиграцию. Да, были политические причины. Но разве только они? К сожалению, украинцы (здесь претензии ко всему украинскому социуму!) не создавали и не создают условий, где бы интеллектуалы могли себя реализовывать. По этому поводу можно долго говорить — это отдельная тема для разговора. Приведу лишь один факт — на данный момент по количеству изданных книг на душу населения мы занимаем последнее место в Европе. На самом деле и сейчас украинский интеллектуал, если он захочет себя реализовать, а тем более получить признание, должен ехать в дальние края.

Антиинтеллектуализм в Украине просто зашкаливает. Часто становимся свидетелями того, как середнячки (а то и люди, до среднего уровня не дотягивающие) агрессивно лезут — извините, другого слова не найдешь — в науку, образование, масс-медиа. Более того, диктуют свои правила. А общество это спокойно воспринимает. Что в таком случае делать настоящему интеллектуалу?

Еще один вопрос. Почему мы так плохо знаем интеллектуальное наследие украинской диаспоры? В частности послевоенного периода, о которой преимущественно шла речь на круглом столе? Почему это наследие так и «не дошло» до украинцев? Почему произведения знаменитых интеллектуалов-диаспорян почти не издаются в Украине. А если и издаются, то часто на средства той же диаспоры. Конечно, имеются на то и политические причины. Это наследие не коммунистическое, а то и антикоммунистическое. Наша же нынешняя украинская элита хотя и активно «строит капитализм», но с коммунистическими стереотипами распроститься не может. Для них упомянутое наследие «очень чужое». Их сердцу ближе Николай Островский или молодогвардейцы, а не «какой-то» Улас Самчук или Евгений Маланюк. Но, вероятно, причина не только в этом. Слишком высоко была «поднята планка» интеллектуалами-диаспорянами. До нее же нужно дотянуться. А кому это не нужно. Лучше ведь сидеть в своем провинциальном болотце.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать