Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экскурсия для Байдена

Анна ГОПКО: «Американцы не столько ожидают, сколько оценивают, насколько украинцы способны после больших жертв Майдана переориентироваться с «революции достоинства» на «революцию эффективности»
23 апреля, 19:03
ФОТО РЕЙТЕР

О визите вице-президента США Джозефа Байдена в Украину сказано немало, но не все — кое-что таки осталось за кадром широкой общественности. После официальных встреч с политиками и общественностью американский высокий гость не полетел сразу домой. Следующим пунктом программы стало посещение духовных мест Киева. Экскурсоводом для Байдена выбрали общественную активистку Анну Гопко . «Думаю, эта идея родилась в посольстве, — рассказывает «Дню» Гопко. — Раньше, например, второй человек в Госдепе США Уильям Бернс аналогично посещал, в частности, Михайловской собор. Также проводилась экскурсия. Ему было важно увидеть места, где происходила борьба украинцев, где «Беркут» избивал, а потом и стрелял в людей, где и как проводили операции в Михайловском. Кроме Бернса также было много других западных гостей, которые хотели понять, что такое Майдан. Думаю, для Байдена тоже было важно увидеть пример украинского единства — религиозного, культурного... Почему выбрали меня? Общественный сектор Евромайдана обеспечивал немало акций для того, чтобы протест был ненасильственным, мирным, мы разбивали мифы российской пропаганды, я лично неоднократно встречалась Ягландом, Эштон, Фюле...».

Анна, какие сигналы от Байдена стали для вас основными, ведь была встреча с общественностью перед экскурсией?

— Речь шла о важности реформирования страны, поддержки международного сообщества, создания своеобразного давления для того, чтобы изменить систему в Украине. Байден, кстати, вспомнил один из наших (Реанимационный пакет реформ. — Авт.) законов о прозрачности государственных закупок. Важным является возвращение денег олигархов в Украину, также общественный контроль над осуществлением реформ (здесь нужна тесная связь общественности с людьми, принимающими решения за границей). Американский политик много говорил о коррупции, с которой нужно бороться.

Окно возможностей до президентской кампании еще есть, потому нам важно принять ряд законопроектов, касающихся децентрализации власти, регионального развития, админреформы, очищения правоохранительной системы, прокуратуры, судов. Внешнее и внутреннее давление нужно для того, чтобы старая система начала трещать по швам и был заложен фундамент для последующих перемен.

Почувствовали ли вы сейчас серьезные намерения американцев помочь, или они все-таки ожидают президентских выборов?

— Кстати, одним из важных моментов, о которых говорилось, было изменение избирательного законодательства, что даст возможность прийти к власти новой альтернативе, за которой не будут стоять олигархи. То есть нам нужны прозрачные, честные выборы. Обычно американцы присматриваются. Не зря во время выступления Байден сказал: «Все зависит от вас, ведь демократия — это не конечная точка, это постоянный путь, во время которого важны перемены». Американцы не столько ожидают, сколько оценивают, насколько украинцы способны после больших жертв Майдана переориентироваться с революции достоинства на революцию эффективности и доказать, что они умеют не только снимать режимы, но и менять системы, работать по другим подходам, проводить реформы.

Итак, экскурсия. Каким вы здесь увидели Байдена? О чем говорили?

— От Байдена у меня создались весьма положительные впечатления. Он простой в общении, открытый, умный, быстро схватывает нужные месседжи и с интересом поддерживает разговор, интеллигент, у него хорошее чувство юмора.

Во время экскурсии мы больше говорили о геополитических вещах в контексте истории нашей страны. Для меня было важно донести месседж, что Украина — страна с мощной историей, культурой, традициями, имеющая все шансы стать на ноги. Например, когда мы посещали Софию Киевскую, я рассказала Байдену, что там отреставрирована на деньги американского правительства мозаика, которая существует еще с XI века, — это тогда, когда еще Москвы даже не существовало.

Я пыталась донести, что Майдан как раз способен отвоевывать украинские традиции, бороться через модернизацию за собственную идентичность, присутствие на геополитическом поле. Также во время экскурсии я рассказала, какую роль сыграл Михайловский собор во время последних событий: было подчеркнуто, что неважно, ты этнический армянин, россиянин, еврей или украинец, и неважно, в какую церковь ты ходишь, — всех во время Майдана объединил Михайловский собор. Это была хорошая возможность показать, что украинцы едины в своем порыве борьбы за собственное будущее.

Интересно, как реагировал Байден на исторические факты, например, о Софии Киевской и Москве, которой не было в XI в.?

— Приятно поражен и улыбнулся. Это был мой ответ на упреки Путина и его лоббистов, что Украина — искусственное государство. Также поблагодарила Посла за помощь в реставрации мозаики София Киевская, которая только подтверждает давность нашей истории. Байден еще сказал: «Я чувствую, что вы любите свою страну». Я сказала: «Да, я люблю Украину и хочу, чтобы мир ее любил».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать