Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как воспринимать новый сигнал из Минска?

Эксперт: «Нужно ставить вопрос не столько об отводе оружия от линии столкновения, сколько о выводе войск»
01 октября, 12:16
ФОТО REUTERS

В Минске сделан очередной шаг относительно решения конфликта на Донбассе. 29 сентября Трехсторонняя контактная группа подписала соглашение об отводе с линии столкновения орудий калибром менее 100 мм. После достижения существенного компромисса в подгруппе по безопасности, когда с 1 сентября удалось реально добиться прекращения огня со стороны врага, это очередной позитивный сигнал. Под документом стоят подписи представителя ОБСЕ Мартина Сайдика, Леонида Кучмы и российского представителя Азамата Кульмухаметова. Украинская сторона требует от отдельных районов Донецкой и Луганской областей немедленного и безоговорочного выполнения этих соглашений как неотъемлемой части Минских соглашений.

Боевики от так называемой «ДНР» уже отреагировали. По их словам, они приступят к отведению вооружений лишь после двух суток перемирия. Но в практической плоскости террористы, как и их покровители, в Кремле традиционно не придерживаются своих обязательств. «Ситуация в зоне проведения АТО обострилась, — пишет в «Фейсбуке» народный депутат Дмитрий Тимчук. — За прошлые сутки зафиксированы неоднократные обстрелы позиций ВС Украины (в т.ч. из вооружения бронетехники и 120-мм минометов) и боевые действия к югу от н. п. Шумы, где ДРГ террористов пыталась пройти между опорными пунктами сил АТО, но «была замечена боевой охраной, после 40-минутного боя диверсанты отошли в «зеленку».

Он также подчеркнул, что между н. п. Троицкое и Мироновское по позициям сил АТО террористы вели обстрел из крупнокалиберных пулеметов и АГС-17, прикрывая работу группы снайперов. «Также проявляет активность группа снайперов- боевиков, которая оперирует в районе н. п. Марьинка... По всему Артемовскому направления от н. п. Шумы, Майорск в направлении н. п. Зайцево, Майское активизировались диверсионно-разведывательные группы противника. Несколько пехотных групп противника ведут работы по разминированию и обновлению минных заграждений в нейтральной полосе от н. п. Гранитное к н. п. Николаевка», — написал Тимчук.

Параллельно продолжаются «бои» на других дипломатических направлениях. По всему видно, что Владимир Путин и Барак Обама на последней встрече в Нью-Йорке достигли определенных договоренностей. Вчера Совет Федерации после внесения соответствующего представления Путиным дала согласие на использование военно-воздушных сил (ВВС) России на территории Сирии. По словам главы администрации российского президента Сергея Иванова, президент Сирии Башар Асад обратился к Путину с просьбой о предоставлении военной помощи. Он подчеркнул, что речь идет исключительно об операции военно-воздушных сил, использование военнослужащих на земле исключено.

А «украинский вопрос»? По инерции официальный Киев, похоже, еще будут поддерживать на Западе. Однако, судя по последним сигналам из Генассамблеи ООН, доверие к нынешним руководителям в Украине быстро падает. Конечно, основные мировые игроки ведут себя жестко и хладнокровно, для них Украина — это часть схем и торгов за сферы влияния. И чем, простите, ниже будет качество этого товара (условно), тем легче будет его обмен. Чтобы там не говорили о визите и выступлении Владимира Путина в ООН, он поднимает ставки, с чем Западу, несмотря на все преступления Кремля в Украине, придется считаться. Однако основная проблема старая — хроническое отсутствие качественных изменений внутри страны и нежелание политиков строить государство по новым правилам. Поэтому какими бы сильными и яркими не были выступления Президента Украины на Генассамблеи, бесконечно прикрываться героизмом общества на Майдане и на востоке будет все сложнее. Необходимы дела, тогда есть шансы превратиться в качественный товар, который точно не захотят обменивать, а еще лучше — в субъект международных отношений.

«НИКАКОЙ РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ УКРАИНА НЕ СТАНЕТ»

Николай СУНГУРОВСКИЙ, директор военных программ Центра Разумкова:

— Подписанное очередное соглашение в Минске может временно сказаться на снижении интенсивности боевых действий в зоне конфликта. Но на самом деле, все эти мероприятия не ведут к какой-то конечной цели. Это попытки показать, что «минский формат» работает. Сначала ставили вопрос об отводе оружия большого калибра, сейчас об отводе оружия мелкого калибра, но не ставиться вопрос об отводе войск. А без отвода войск, нет гарантии, что боевые действия не возобновляться. Причем, речь идет об отводе вооружения от линии столкновения. Лучше бы они оставили вооружения и вывели войска.

Чем страдает «минский формат», так это тем, что вопросы вооруженного столкновения увязываются с вопросами внутриполитического устройства Украины. А так мы никогда ни к какому консенсусу не придем. Ведь как только Кремль не устраивает внутриполитическая ситуация в Украине, то тут же разгорается военный конфликт в зоне соприкосновения. Я считаю, то переговоры необходимо разводить на два формата. В одном мы должны вести переговоры с террористическими организациями «ДНР» и «ЛНР» (любое государство должно переговариваться с террористами). И здесь необходимо говорить о прекращении огня, отводе военных сил, обмене пленными, гуманитарной помощи и т. д. А все вопросы конституционного устройства нашей страны или участия России (необязательно, потому что она является агрессором), необходимо вести в другом формате. Причем тут так называемые «ДНР», «ЛНР»?

Думаю, дальше будет сохраняться волнообразная ситуация на Донбассе. Сейчас Путин немного притих в связи с Генассамблей ООН и в преддверии выборов в Укриане, которые он попытается по максимуму использовать, чтобы привести своих ставленников к власти. Если же он будет видеть, что это не удается, то интенсивность боевых действий снова повыситься. Тогда Кремль будет добиваться своих целей, от которых он не отказался, военными средствами.

Что касается российских войск в Сирии. Цель Путина была обменять «сирийский вопрос» на «украинский», а также смягчить санкции и прорвать международную изоляцию. Но он получил отказ. Мы это услышали даже в речи Обамы. Никакой разменной монетой Украина не станет. Путин рассчитывает, что он сохранит свое присутствие в районе Ближнего Востока, оставив за собой рычаги влияния. Мы знаем, что это сырьевой район, таким образом, Кремль хочет влиять на нефтяной рынок. Также он пытается расколоть Запад по вопросу противодействия террористам — «Исламскому государству», убрав за скобки своего любимого ставленника Асада. Путин попытался продемонстрировать, что создается новая коалиция против террористов. В этом направлении ему даже кое-что удалось сделать. На прошлой неделе было заключено соглашение между четырьмя странами об обмене разведданными, куда вошла и Сирия. То есть отказываться от поддержки Асада Путин явно не желает. Но на это он тоже получил ясный ответ, что основным виновником является именно Асад.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать