Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новой Раде – «Старт!»

Эксперт: «Все законодательное регулирование будет касаться попыток поставить дополнительные барьеры для реального обновления состава парламента»
27 августа, 10:14
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вечером 25 августа Президент Украины Петр Порошенко в своем видеообращении сообщил о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Новые выборы в парламент назначены на 26 октября 2014 года. «Мощный общественный запрос на перезагрузку власти является более чем очевидным. Выборы — лучший способ люстрации», — заявил Президент, одним из избирательных обещаний которого был именно роспуск ВР.

Формальным поводом для прекращения полномочий ВРУ стало отсутствие коалиции, которая распалась еще 24 июля с выходом из ее состава фракций УДАРа и «Свободы». Роспуск украинского парламента Петр Порошенко анонсировал еще 21 августа во время своего визита в Николаев. Тогда Президент заявил: «Решение будет принято тогда, когда наступят конституционные основания, а их время, как известно всем, приходится на День Независимости».

Но Верховная Рада до сих пор не приняла никаких изменений к избирательному законодательству, по которому избирался нынешний состав парламента. Таким образом, ни одно из требований гражданского общества, среди которых изменение избирательной системы, снижение проходного барьера, открытое финансирование политических сил и др., не было услышано украинскими законодателями. Поэтому, какое значение роспуска Верховной Рады? По каким правилам пройдут новые парламентские выборы? Стоит ли ожидать изменений к избирательному законодательству? На все эти вопросы отвечают эксперты «Дня».

«СЕГОДНЯ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕСТИ ВЫБОРЫ ПО НОВОЙ ФОРМУЛЕ, КРОМЕ КАК ИНТЕГРИРОВАТЬ В НОВУЮ ВЛАСТЬ СТАРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ»

 Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:

— Шаг Президента был ожидаемым, потому что все уже давно ждали роспуска ВР. Но Президент, по-видимому, не хотел омрачать День Независимости, который впервые стал праздником абсолютно для всех людей, считающих себя украинцами. Конечно, в такой день вспоминать о роспуске парламента было бы нецелесообразно, потому этот вопрос Президент решил на следующий день — фактически сразу после того, как подошла дата роспуска Верховной Рады.

Другой вопрос — почему Президент спешил распустить Раду так быстро — вечером 25 августа, ведь в Конституции нет нормы, которая бы обязывала это делать в ближайший день. Я думаю, это связано с международной встречей в Минске — Президент хочет показать себя достаточно сильным и принципиальным политиком, который придерживается своих обещаний, и продемонстрировать, что у него есть воля и желание двигать процесс изменений в Украине. Это должны были понять иностранные партнеры. Это должен был увидеть и Путин, который, как представитель советских силовых структур, будет использовать давление и шантаж в своем арсенале, — таким образом, он влияет не только на «слабые», с его точки зрения, государства, но и на мощные. Президент России всегда ведет себя достаточно бесцеремонно. Конечно, Порошенко хотел показать своим символическим шагом в канун встречи, что он не тот человек, на которого можно давить. Президент хотел сигнализировать, что психологически он не слабее Путина, готов к переговорам и имеет серьезные аргументы в руках: Парламент, который мог ввести военное положение, распущен, и сам Порошенко надеется на мир и остановку военных действий со стороны России.

Интересным является и тот факт, что Президент объявил о своем решении современным способом — через Twitter, а уже потом появилось его видеообращение.

Я не знаю, общался ли Порошенко перед своим решением с председателями парламентских фракций, потому что публичной информации относительно этого не было. Но, возможно, он мог говорить с ними по поводу закона о выборах, который еще не принят, и сегодня этот вопрос является самым острым. Существующий закон очень негативно воспринимается в обществе, и для его изменения нет голосов, но, возможно, попытки для этого будут. Среди этих вопросов — изменение избирательной системы на пропорциональную — хотя бы с закрытыми списками, потому что нынешняя формула опасна не только из-за политической коррупции и подкупа избирателей со стороны представителей Партии регионов. Но опасность состоит и в том, что Верховная Рада не будет полностью сформирована, потому что не может быть получено достаточное количество мандатов на мажоритарном уровне из-за захвата Крыма и частичной оккупации Донецкой и Луганской областей — а это около 40 мандатов. В результате, будет нестабильная ситуация, когда и Россия, и другие враги Украины будут говорить, что наша ВР не совсем легитимна.

Насколько я знаю, на сегодняшний день нет достаточно голосов, чтобы хоть как-то изменять избирательное законодательство — те люди, которые представляли бывшую власть, фактически занимаются бойкотом, потому что им невыгодна ни пропорциональная формула, ни открытые списки, которые обеспечивают прозрачность. Это связано с тем, что рейтинг Партии регионов сегодня — не больше 3%, поэтому она не проходит в парламент. Это же касается и других новых политических проектов, которые попробовали создать из бывшей Партии регионов. Люди со всех областей Украины не хотят видеть представителей ПР в парламенте, а представители бывшей власти чувствуют это и через мажоритарные округа всеми силами цепляются за депутатскую неприкосновенность. Поэтому сегодня в Славянске появляется пани Королевская, есть разговоры, что Ефремов попробует провести выборы в Луганске, а Россия не будет этому мешать, потому что им нужно получить хотя бы часть своих ставленников в новом Парламенте. И в этом опасность для Украины, но для регионалов ситуация все равно плохая — общество на востоке изменяется, общественная мысль также изменяется не в интересах российских ставленников. Эти люди должны уйти в историю, потому что мы перечеркнули эту страницу украинской политики.

Проблема досрочных выборов комплексная, потому что сегодня нет возможности провести выборы по новой формуле, кроме как интегрировать в новую власть старые политические элиты. Конечно, у Президента могут быть еще аргументы, в том числе экономического плана — он может поставить некоторые вопросы достаточно жестко — например, вопрос реприватизации, который ныне актуальный. К примеру, господин Богуслаев приватизировал военные предприятия Украины и сейчас пытается шантажировать правительство.

Вопрос в том, что для законодательных изменений нужно большое число голосов, которые таким образом получить трудно, ведь в основе бывшей коалиции были 172 депутата, а все другие — люди, близкие к режиму Януковича.

Информацию об изменении процедурных моментов в законодательстве следует скорее ожидать от ЦИК, чем от Президента, потому что это вопрос не его уровня. Выборы объявлены на 26 октября, но еще не объявлено начало избирательной кампании, поэтому нужно ожидать ее сокращения до 45 дней. Это достаточно жесткие рамки кампании, и для мажоритарщиков в том числе. Это может быть связано с тем, что Президент также не хочет, чтобы на мажоритарном уровне прошли представители бывшей власти. Избиратели не доверяют тем, кто просто приходит и пытается их купить, ведь после Майдана будет мало желающих брать деньги от политиков, которые дискредитировали себя.

Депутаты нынешней Верховной Рады будут работать вплоть до своего роспуска, и главное, что им нужно сегодня сделать — ратифицировать Соглашение об ассоциации с ЕС, и Президент вынес этот вопрос на повестку дня. Еще один вопрос, который может продавить Порошенко — Закон об очищении власти.

«СТОИТ ОЖИДАТЬ ЧИСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ»

 Олесь ДОНИЙ, народный депутат:

— Ныне общество находится на другом уровне развития, чем парламент, который избирался в предыдущей политической эпохе. В то же время выборы нужно проводить по окончании военных действий, потому что, фактически, золотой фонд нации, который составляет добровольческие батальоны, отрезается от участия в политическом процессе. Также это касается и политиков, которые, вместо помощи фронту, будут заниматься развешиванием бигбордов и предвыборной агитацией. Поэтому стоит вопрос очередности. Да и вообще, я бы сформировал на востоке исполнительную вертикаль власти не из олигархов, а из комбатов и рот упомянутых батальонов. Политикум, при разговоре о люстрации, очищении и перевыборах, настроен на продолжение контроля власти со стороны олигархата.

Лично я был сторонником открытых региональных списков, при которых обеспечивается усиление партийной демократии, потому что в 26 регионах партии будут выдвигать сильных региональных лидеров. Но на сегодняшний день можно сказать, что какая бы избирательная система не была, народ все равно обманут.

Стоит ожидать сугубо технологические изменения — в них заинтересованы пропрезидентские силы, которые имеют абсолютное влияние. Вообще, все, в чем они заинтересованы, будет принято — включая введение блоков, переформатирование избирательных округов на Луганщине и Донетчине.

Я не вижу настроения депутатов относительно снижения проходных барьеров. Ныне есть несколько политических партий в ВР, которые хотят обеспечить себе как можно больше мест в будущем парламенте без допуска новых политических сил, в том числе тех, которые родились на Майдане.

Возможно, существенных изменений стоит ожидать от нового парламента. Но, по моему мнению, новый парламент не должен быть избранным на 5 лет, потому что он также является переходным во времена больших изменений в стране. Ротация элит — это нормальная практика для страны, и чем быстрее будет происходить эта ротация, тем меньшей будет опасность захвата власти провластными элитами.

«НЫНЕШНИЙ ПАРЛАМЕНТ ХОРОНИТ ЖЕЛАНИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ»

 Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:

— Изменения к избирательному законодательству — вопрос достаточно сложный, он, скорее всего, решается в эти минуты. Но очевидно, что кардинальных изменений ожидать не стоит — изменения будут тактическими, они будут отвечать интересам субъектов избирательного процесса — например, формирование участковых комиссий, системы жеребьевки и др. Но если сформируется коалиция лиц, заинтересованных в принятии каких-либо норм, то тогда такие изменения будут приняты.

Такие вопросы, как избирательный барьер, введение блоков уже поздно принимать, потому что, согласно законодательству, уже в ближайшее время начнутся избирательные процедуры, среди которых выдвижение на окружные избирательные комиссии. Сегодня я не вижу процедурной возможности и той коалиции, которая могла бы провести существенные изменения в избирательном законодательстве.

Можно сказать, что нынешний парламент хоронит желания молодых политических сил, но с другой стороны, на политическом горизонте их на сегодня появилось три-четыре и с ними активно ведутся переговоры о включениях в старые политические силы, которые уже частично обновлены. Поэтому я не ожидаю серьезного сопротивления, чтобы оставить все так, как есть. На сегодняшний день прослеживается то, что молодые политические силы не готовы блокироваться между собой, а в случае их блокирования с более старыми политическими силами, они будут играть роль «младшего партнера», который также уменьшает возможность объединения. Но на интересы избирателя существенным образом все это не влияет.

Первым заданием для новой Верховной Рады будет изменение избирательного законодательства — тогда станет понятно, что она это делает не под себя, а для будущих поколений. Но здесь есть одна закономерность — чем стабильнее избирательное законодательство, тем справедливее будут выборы. Общество адаптируется к определенным правилам, а постоянные их изменения — в интересах тех, кто контролирует избирательный процесс. Поэтому следующая ВРУ должна либо изменить избирательный процесс, либо наложить мораторий на изменения к этому законодательству, чтобы мы не подходили к каждым выборам с мыслью о том, какая избирательная модель нам нужна. Но, конечно, должны быть решены вопросы, касающиеся финансирования политических сил, судебных исков, подсчета голосов и др., — это те изменения, которые влияют на чистоту процесса и могут быть приняты в ближайшее время.

 «ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ЕСЛИ И БУДУТ ПРИНИМАТЬСЯ, ТО ТОЧНО НЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ»

 Руслан РОХОВ, общественный активист, «Сила людей»:

— Набор изменений, которые должен принять парламент, — такой же, как и тот, которого требует «Реанимационный пакет реформ». Это снижение проходного барьера, открытые списки, прозрачное финансирование избирательных фондов и более жесткая регуляция ответственности за нарушение избирательного законодательства. И это основные позиции, с которыми согласно и гражданское общество, и новые политические элиты. Однако думаю, что изменения в законодательстве, если и будут приниматься, то точно не для улучшения.

Наиболее близок к утверждению проект закона Руслана Князевича. Он предлагает поднять барьер для блоков до 7%, а также оставить смешанную избирательную систему. Все остальное, думаю, не будет принято. Но есть компромисс. Может быть принята исключительно пропорциональная система с закрытыми списками на условиях того, что будут блоки так же с поднятыми планками до 7%. Возможно, они поднимут денежный залог для регистрации кандидатов на мажоритарные округа. Но если это будут мажоритарные округа и пропорциональная система, то денежный залог вырастет почти в 10 раз — чтобы отсечь все новые политические силы от участия в выборах на этапе регистрации.

Возможны и другие варианты ограничений. Например, партии, зарегистрированные менее чем за год до выборов, не могут принимать в них участие. И мы видим, против кого направлены эти изменения.

Очевидно, все законодательные регуляторы будут касаться именно попыток установить дополнительные барьеры, которые были бы предохранителями для реального обновления состава парламента. Таким образом, олигархи и большие партии будут сохранять монополию на формирование состава, и все новые политические команды должны будут как-то договариваться с большими партиями или их владельцами о порядке баллотирования, финансирования, согласования округов и тому подобное.

Все свидетельствует о том, что никто реально не хочет менять власть и использует декоративное обновление для того, чтобы показать людям — изменения будто бы состоялись.

Примет ли будущий парламент те изменения, которых требует общество, — зависит от его состава. Если он качественно обновится хотя бы на 20 процентов, то, очевидно, парламент будет голосовать за эти изменения. Мы понимаем, что «перекрашенные» политики будут скандировать те лозунги, которые были на Майдане, потому что иначе их никто не выберет. Но в случае прохождения мизерного количества качественно новых людей или же не прохождения их вообще, ожидать содержательных реформ не стоит. Названия законопроектов могут быть очень красивые, но их содержание не будет отвечать изменениям, которых требовал Майдан.

Гражданское общество еще может повлиять на принятие этих решений. Но при условии, если четко сформулирует свои требования, организует общество под Верховную Раду на сессионную неделю, которая будет в сентябре, и одним голосом скажет свои требования. Возможно, во втором чтении будет голосование за законопроект об очищении власти, согласно которому определенный круг лиц вообще не будет приобщаться к избирательной кампании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать