Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об «особой формуле»

Украинская армия должна найти эффективный способ сосуществования с добровольческими батальонами
02 апреля, 12:24
ФОТО REUTERS

Год назад ситуация для нападения на Украину была абсолютно благоприятная. Слабая, а точнее фактически отсутствующая власть, уничтоженные спецслужбы и армия, глубокий экономический и социальный кризис, серьезный раскол в обществе, который готовился десятками лет. Яблоко зрело, зрело и должно было упасть в ладонь Путина само. Тот факт, что Кремлю пришлось использовать на Донбассе силу, является даже определенным проигрышем для агрессора. Силой он собирался пугать, а не применять ее в полной мере, как произошло в Крыму. «Чекист» хотел сделать дело подавления Украины руками самих украинцев.

Возможно, так бы и случилось, но на удивление Путин потерял темп именно в апреле прошлого года. Развив синхронные диверсии на юге и востоке Украины в марте и начале апреля, Путин взял паузу на три недели. Тогда начали появляться первые волны добровольцев в ВСУ, возникли идеи формирования добровольческих батальонов, а некоторые олигархи не только формально заняли административные должности, но и приобщились к формированию активной обороны центра и юга страны. Впоследствии захлебнулась провокация в Одессе 2 мая, некоторые участники искусственных митингов в Харькове четко поняли, что целостная Украина для них более безопасна, чем пылающая земля. Только Луганск и Донецк пали без боя.

Тема сдачи этих городов должна расследоваться обстоятельно и отдельно, я убежден, что их можно было и не сдавать. Некоторые олигархи, которые отказались от административных должностей (а, следовательно, и от ответственности), с одной стороны, «дудели» в клаксоны против разгула бандитов на Донбассе, а, другой стороны, сами были спонсорами военизированных группировок, которые должны были стать гарантией безопасности для этих олигархов. В действительности вышло, что эти батальоны, которые, безусловно, не могли быть созданы без указания из Кремля, вымыли почву из-под ног этих бывших хозяев Донбасса. К таким батальонам относится «Восток».

Другие же, именно проукраинские батальоны, сформированные с самого начала из патриотически отчаянных, на фронте буквально переломили ситуацию. Иногда, действуя самостоятельно и от того не всегда согласованно, но достаточно эффективно, они развили успех по освобождению территорий Донбасса летом 2014 года. Их относительная самостоятельность позволяла выйти из-под влияния часто сменяемой военной верхушки. Так, например, «айдаровцы» под Луганском отмечали, что в случае самостоятельного наступления, последнее почти всегда заканчивалось успехом. Но стоило согласовать развитие наступления с соответствующим руководством ВСУ, группу ожидала засада.

Конечно, летом добровольческие батальоны были еще «свежими» и поставили перед российскими спецслужбами неожиданные задачи. Впоследствии частыми стали случаи дискредитации этих батальонов — от мародерства до странных тактических проколов. Дошло до того, что их вожаки засветились в Киеве при очень показательных и провокационных обстоятельствах. Все это говорит о том, что органично рожденные в начале сопротивления добровольческие боевые организации, подверглись мутации и явному влиянию «недремлющих служб» соседнего государства. Украинские спецслужбы за это время, наоборот, существенно очистили свои кадры, работая, в том числе и в направлении контрразведки в Вооруженных силах. Все это, а также угроза использования добровольческих батальонов как «карманных» армий, безусловно, ставит задачу по подчинению вооруженных формирований, их слиянию с ВСУ. Процесс этот непростой.

Некоторые добровольческие батальоны в этом плане всегда демонстрировали исключительную самостоятельность. В частности, воины «Правого сектора» до сих пор не горят желанием подчиняться Генштабу. В СМИ даже начала обсуждаться тема возможного предоставления должности в Министерстве обороны Дмитрию Ярошу. Об этом рассказал народный депутат Антон Геращенко. Сам Ярош отреагировал с удивлением на такое сообщение, заверив, что никаких подобных предложений в его адрес не поступало. Отдельно лидер «Правого сектора» заявил о согласовании механизма, согласно которому эта организация готова войти в состав Минобороны. Такой механизм Ярош назвал «золотой серединой» и компромиссом.

Нужно признать, что если бы не инициативный героизм добровольцев, то определенно мы бы не слышали о многих крепостях, которыми стали Луганский и Донецкий аэропорты и тому подобное. Не родилось бы такое знаменитое явление, как «киборги». Уже давно бы были оставлены десятки городов и местечек, в частности Щастя и Станица Луганская. Именно пассивность командования страны порождало у добровольцев недоверие и заставляло полагаться только на себя. Бойцы боятся именно «подставы».

Нужна какая-то особая формула сосуществования всех естественно образованных формирований с сохранением определенной доли самостоятельности. У нас есть и позитивный опыт так сказать автономного проведения военных операций, которые могут служить уникальной базой. Так, «Правый сектор» в принципе соглашается с предложением войти в состав Минобороны, но лишь с сохранением целостной структуры под председательством Яроша.

Интересным является и тот факт, что подчинить вооруженные формирования единому центру хотят и бандиты. Вожаки террористических организаций «ЛНР» и «ДНР» заявили о требовании ко всем формированиям на оккупированной территории сдать добровольно оружие или войти в подразделения так называемых вооруженных сил «республик».

Ситуация же на фронте обостряется с каждым днем фактически по всей его линии. Напряженной ситуация остается и в Широкино.

Следовательно, можно сделать вывод, что для того, чтобы силы, задействованные в противостоянии, не стали проблемой для власти, стороны конфликта на Донбассе проводят политику упорядочивания вооруженных формирований. Украинская армия должна найти эффективную формулу обустройства ВСУ, использовав приобретенный практический опыт ведения войны.

Сергей ГАЛУШКО, заместитель начальника Департамента информационных технологий Министерства обороны Украины:

— Задачу по легализации и вливания в силовые структуры страны подразделений, которые мы называем добровольческими и которые не входят в состав силовых структур, поставил Президент. Что касается позиции Министерства обороны. Мы в добровольцах заинтересованы всегда, будь-то мобилизованные или те, кто по контракту, или те, кто изъявил желание перейти из состава добровольческих подразделений. Такие случаи есть, когда военнослужащие обращались в отдельном порядке и оформлялись на службу — или по контракту, или через военкоматы по частичной мобилизации. Что касается подразделения ДУК «Правый Сектор». Сейчас обе стороны внимательно изучают ситуацию о том, как это сделать в правовом поле так, чтобы не получилась «козацкая вольница». Есть набор нормативных документов о порядке прохождения воинской службы. Важно чтобы в этой процедуре ничего не было нарушено. Прошу заметить, что у нас в составе Вооруженных Сил есть тоже добровольческие батальоны, которые успешно выполняют задачи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать