Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Три сценария развития событий

По какому пойдет Украина? Эксперты «Дня»
05 декабря, 09:55
КИЕВ. МАЙДАН НЕЗАВИСИМОСТИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Люди продолжают митинговать на майдане Независимости. Несмотря на то, что оппозиция не способна, а власть не хочет выполнить одно из их требований (отправить правительство в отставку), они продолжают требовать перемен.

Кстати, сразу после провала отставки Кабмина регионалы радостно заверяли, что оппозиционеры вели демонстративную «игру мышцами», заранее зная, что все министры во главе с премьером Азаровым останутся в своих креслах. Плюс ко всему оппозиционный триумвират должен был предварительно предложить свои кандидатуры для вновь созданного правительства, а также заранее договориться с внефракционными и коммунистами etc,etc,etc. А возможно, стоило говорить не об отставке, а о замене членов правительства, возможно, даже не всех, если нет голосов?

Представителям Партии регионов тоже не позавидуешь. Уверенно, а главное убедительно защищать сегодняшнюю власть с экранов телевизоров, газетных полос, волн радиоканалов и интернет-СМИ, когда по всей Украине стоят сотни тысяч недовольных правительством и президентом граждан, — дело не из простых. Тем более когда на вид монолитная власть, оказывается, не контролирует ситуацию в стране. «Ни президент, ни премьер-министр не знали о проведении этой операции», — прокомментировал действия «Беркута» в ночь на 30 ноября премьер Николай Азаров. — ?! Вывод один — плохи дела у правительства.

Очевидно, что и власти, и оппозиции следует намного серьезнее подходить к формулировке плана действий на ближайшую перспективу. Потому что фотографии окровавленных журналистов после событий возле АП, кадры избиения сотен активистов студенческого Евромайдана, а также фотографии с напуганными детьми, которые спасались от «Беркута» в Михайловском Златоверхом монастыре, — намного более красноречивы, чем сотни восторженных тирад о том, что виновные будут найдены и наказаны. Пока не найдены и не наказаны. А кто сегодня защитит людей, которых судят за погромы?

Возможно, оппозиция, которая призывала людей выходить на улицу, а иногда и штурмовать админздания? Пока на это не похоже. Хотя... «Мы будем защищать осужденных, — дает комментарий «Дню» народный депутат от «УДАРа» Сергей Каплин. —  Недавно задержали одного человека, мы нашли его жену, пригласили в Киев, а дальше обеспечим максимальную юридическую защиту и сделаем этот процесс публичным. Будем контролировать, чтобы к задержанному относились по-человечески, а не по-зверски. Так же и другие оппозиционеры. Депутаты от «УДАРа» будут принимать участие в процессе защиты, и мы вытащим этих людей на свободу. Кроме того, будет мирное шествие в защиту первых политзаключенных».

А возможно, власть наконец найдет и накажет виновных в избиении людей? «Суд должен конструктивно разобраться в том, что случилось, вот он и разбирается с теми, кого сегодня задержали, — отмечает в комментарии «Дню» Михаил Чечетов. — А что касается действий «Беркута», должна разобраться Комиссия и, несмотря на то, кто кого спровоцировал, все виновные должны быть наказаны. Закон — один для всех. Нарушил — отвечай».

Важно, как в эти дни действует Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская. «Я там, где в моей помощи и помощи работников моего офиса больше всего нуждаются. Так было в ночь на 30 ноября, так было в ночь на 1 декабря, так будет и в дальнейшем. Мы все это время находились в эпицентре событий, общаясь с задержанными, убеждаясь в том, что люди в безопасности, фиксировали то, что происходит, выступали коммуникаторами между протестующими и работниками милиции», — заявила омбудсман, сообщает ее пресс-служба.

Комментируя действия работников правоохранительных органов, Лутковская отметила: «Должно быть эффективное и прозрачное расследование и обязательное привлечение к ответственности, причем как к криминальной, так и к политической ответственности тех, кто нарушил закон. В связи с этим сделан запрос и в МВД, и в ГПУ. Если отдельные личности или группы лиц пытаются превратить мирное собрание в немирное, то милиция должна в первую очередь пресекать незаконные действия конкретных лиц, защищая право остальных граждан на мирные собрания, а не под предлогом реакции на действия провокаторов разгонять всех участников мирного собрания».

В связи с тем, что люди продолжают оставаться на Майдане, а власть и оппозиция стоят на своем, как может развиваться ситуация дальше? Возможны три сценария развития событий. Первый — радикальный. Либо протесты обретут немирный характер, тогда последствия непредсказуемы, либо власть применяет силу и разгоняет людей. Второй — капитуляционный. Либо протесты утратят свою силу, а вместе с этим проигрывает и оппозиция, либо под давлением масс сдастся власть. Третий — эволюционный. Конфликтующие стороны сядут за стол переговоров. Но для этого должны быть предпосылки — как минимум наказание виновных в избиении людей в ночь на 30 ноября и немедленное освобождения невиновных людей, которых захватили возле Администрации Президента 1 декабря. Готовы ли к этому власть и оппозиция? 

«Никаких переговоров мы с властью вести не будем, — говорит ударовец Каплин. — Протестное движение стремительно растет, поэтому я не имею сомнений — это стихия, которую нельзя преодолеть. Акция объявлена бессрочной и будет длиться до победного конца. Майдан будет шириться и ощущение забастовки в национальном масштабе приведет к результату спокойно и уверенно. Но от шагов, которые будут предпринимать правительство и президент, будет зависеть, переступим ли мы порог забастовки и откроем  ли двери для «европартизанщины» — неконтролируемого процесса, когда будет угроза для жизни любого без исключения политика».

«Сейчас нужно садиться из стол переговоров представителям политических сил, представителям Майдана (там есть нормальные люди, которые хотят оттуда выйти, потому что начали понимать, что политики хотят их использовать), — говорит регионал Чечетов. — Нужно находить компромисс. Другого выхода нет. Стол переговоров, консультации. Раз политики завели в такой тупик, политики должны и вывести из политического кризиса спокойным мирным путем, в том числе разблокированием домов всех государственных институтов».

Каким видят выход из ситуации эксперты — ниже.

«СИТУАЦИЯ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ В ПОИСКАХ БАЛАНСА»

Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:

— Конечно, в современных условиях о какой-либо общественно-политической динамике говорить очень сложно. Поэтому, думаю, что вскоре в какой-то другой форме будет зафиксирован статус-кво. Ведь  в интересах всего общества то, чтобы, во-первых, были минимизированы определенные негативные проявления и тенденции: было меньше насилия, не произошла дискредитация каких-то ключевых идей — суверенитет, независимость, гражданское общество, права человека, основные свободы, курс на евроинтеграцию. Ну и, конечно, важно то, чтобы были максимально сохранены и зафиксированы те черты гражданского общества, которые сегодня себя проявили: чтобы существовали надежные преграды для любых попыток установления диктатуры, полицейского государства, каких-либо авантюрных и неоправданных шагов на международной арене. Вот, собственно, для того, чтобы как-то минимизировать негатив и максимально закрепить достижения — на этом должна строиться оптимальная стратегия.

Также очевидно, что требования оппозиции на сегодняшний день выглядят избыточными. Впрочем, возможно, что они исполняют роль своеобразного стабилизатора, который не позволяет власти осуществить излишне радикальный реванш и уничтожить позитивные достижения проявлений гражданской позиции, гражданской активности. Поэтому, думаю, что где-то в поисках этого баланса и будет развиваться ситуация. Также убежден, что уличный этап на протяжении ближайшей недели должен завершиться переговорным путем — стороны должны сойтись на конкретных принципах дальнейшего сотрудничества и определить правила игры по крайней мере на период до президентских выборов.

На самом же деле, сейчас и власть, и оппозиция готовы садиться за стол переговоров. Например, то, что, как прогнозировали ранее, должно было состояться во вторник — переформатирование большинства и фактически создание новой властной коалиции — выглядело именно как результат переговоров и  политического кулуарно-номенклатурного компромисса, о котором ни Майдан, ни общество не знали. Однако этот вариант так и не был реализован, власть не раскололась и осталась консолидированной.

Теперь стало ясно, что оппозиция должна уже договариваться не сепаратно с властью, а говорить от имени, по доверенности и в интересах той части гражданского общества, которая вышла на акции протеста. Поэтому естественно, что в нынешних условиях требования оппозиции должны быть созвучны с интересами активных граждан, которые сейчас митингуют. Имею в виду, прежде всего, недопущение политических расправ, надлежащая оценка действий правоохранительных органов, и, возможно, еще какие-то политические требования, которые уже при этих условиях не будут настолько принципиальными.

«В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МАЙДАН СТАЛ ПОРАЖЕНИЕМ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ»

Геннадий ДРУЗЕНКО, законодатель, публицист:

— В действительности оппозиция, которая призывала людей выходить на улицы и вслух произнесла слово «революция», на сегодня потерпела полное поражение. Потому что, по большому счету, их тактика или стратегия давления на парламент, на органы власти через толпы людей полностью провалилась. То есть желание переделить властный пирог, воспользовавшись народным возмущением, ни к чему не привела. Таким образом, можем говорить, что теперь мы не услышали от оппозиции ни одного четкого и понятного требования, реалистичной программы действий или реакции на то, какое фиаско они вчера потерпели.

С другой стороны, это фактически очищает поле для новых лидеров и движений, которым импотентная оппозиция стоит в горле не меньше, чем грубая власть. Но сегодня не их время. То есть, ни одной структуры, которая бы готова была выйти и занять место трехглавого оппозиционного змея, на сегодня, к сожалению, не существует. Тем не менее, люди, которые нашли и познали друг друга как людей той же группы крови и идентичных мировоззрений, просто сгруппируются, и в ближайшем будущем будет соответствующая реакция.

История показывает, что такой подъем, как правило, приводит к изменению власти (что не состоялось и, уже понятно, что не состоится, потому что те, кто позвал людей на улицы, не готовы к каким-то решительным действиям, и в правовом поле просто не срабатывают), или же, как в нашем случае, это — конец парламентской оппозиции и начало настоящей радикальной оппозиции, которая имеет шанс завтра сплотиться, пережить репрессии и уже в конце следующего года выйти как настоящий политический игрок. В настоящее время мы собственными глазами видим, как он рождается и, хочу подчеркнуть, что он опасен в первую очередь для оппозиции, потому что они претендовали на народное доверие и голоса, но и для власти, которая сегодня намного лучше организована, чем оппозиция, потому что эти люди идут не торговаться, а делать настоящую революцию. Пока мирную.

В действительности сейчас я вижу два пути развития ситуации. Сценарий пессимистический: люди, которые вывели украинцев на улицы, неадекватно оценили ситуацию и оказались слабее своих оппонентов и не готовыми воплощать на практике те революционные лозунги, которые они осмелились вымолвить. Это приведет или к тихому распусканию Майдана, или же к его грубому разгону. Думаю, на сегодня власть от реализации этого сценария сдерживают только мероприятия в рамках ОБСЕ, которые завершаются в конце этой недели. Сценарий же оптимистичный, думаю, проявится в стратегической перспективе, потому что в действительности станет концом не власти, а парламентской оппозиции. Потому что тот, кто сегодня готов идти дальше после Майдана, сформулировав свою политическую повестку дня, имеет шанс вырасти на этом месте, которое освободится уже до Нового года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать