Урок на будущее
Отставка правительства стала следствием порожденных им же противоречийВ действительности, все не так просто, как представляется на первый взгляд. Правительство стало жертвой собственных стратегических ошибок, главными из которых были, во-первых, стремление проводить в жизнь широко продекларированный новый курс реформ старыми методами, что привело к возникновению первого противоречия — между целями реформ и средствами их достижения. И во-вторых, эгоцентристское восприятие премьером и его командой системы экономических, политических и общественных отношений в системе «народ — власть». Такое восприятие, основанное на убеждении, что народ существует для правительства, а не правительство для народа, породило второе противоречие — между реальными потребностями общества и его же потребностями в понимании правительства и его главы.
Когда еще в начале 2000 года Кабинет Министров разрабатывал программу своей деятельности «Реформы ради благосостояния», основанную на изложенном в ежегодном послании Президента к ВР новом курсе реформ, многие аналитики отмечали, что данная программа страдает декларативностью, отсутствием конкретики и не содержит даже наметок методов, которыми она будет реализована. Похоже, что в тот момент о методах и средствах правительство и не задумывалось. Вследствие этого общество более года наблюдало попытки проводить реформы старыми методами, в рамках так четко и не определенной экономической модели, которая не соответствовала существующим в экономике реалиям. Через некоторое время данное противоречие стало настолько явным, как и нежелание либо неспособность правительства что-либо менять, что на повестке дня возник вопрос о кадровых изменениях в составе Кабмина. И если уж говорить об ущемлении чьих-либо интересов, то, во-первых, для олигархов оно заключалось вовсе не в перекрытии денежных потоков их обогащения, и, во-вторых, в равной степени ущемлялись и интересы всего общества.
В чем же действительная суть противоречий между «олигархами», а если быть более точным в терминах — представителями крупного национального капитала и бывшим правительством?
К 2000 году период первоначального накопления капитала и распределения государственной собственности путем приватизации в Украине в основном завершился. И то, что использование для приумножения капитала старых экономических методов, ориентированных именно на первичное накопление и перераспределение накопленного национального богатства, не дает эффекта, стало очевидным для многих, занятых в бизнесе. Возникла дилемма: либо менять экономическую модель развития и ориентировать ее на создание условий, при которых накопленный национальный капитал мог бы эффективно работать в Украине, принося пользу и его владельцам, и обществу, либо продолжать прежнюю экономическую политику, что могло вызвать очередной передел собственности, неизбежно вылившийся бы в межклановое противостояние. Что бы ни говорили о наших «олигархах», но им в понимании ситуации и трезвости расчета не откажешь — новый передел собственности ни их, ни общество не устраивал, гораздо выгоднее было бы вкладывать накопленные денежные ресурсы в производство, естественно, при наличии соответствующих условий.
К этому же подталкивала и возникшая для кое-кого в последнее время необходимость возврата хранящихся за рубежом денег в родные пенаты. Ряд государств, поняв, что можно не только использовать лежащие в их банках денежные капиталы из постсоветских государств для работы в собственной экономике, но и попытаться присвоить их, начали ряд судебных расследований против его владельцев, обвиняя последних в незаконном происхождении этого капитала. Потребовалось создание благоприятных условий для репатриации украинского капитала и его работы в Украине, включая и протекционистскую политику по отношению к национальному инвестору и национальному товаропроизводителю.
Объективной особенностью сегодняшнего этапа трансформации общества является совпадение целого ряда интересов владельцев национального капитала и большинства социальных слоев. Приток национального капитала в украинскую экономику позволил бы модернизировать и расширить производство, создать новые рабочие места, в определенной степени решить проблему нехватки денежных оборотных средств, дать реальное пополнение бюджета, повысить уровень жизни наших граждан. Эти общественные интересы не противоречат интересам приумножения капитала путем не спекулятивных операций, а путем его использования в производстве товаров и услуг и дальнейших реинвестиций полученной прибыли в производство.
Одним их необходимых условий успешной работы капитала в экономике является возобновляемый характер производства, что, в свою очередь, невозможно без наличия развитого платежеспособного внутреннего рынка и нормального товарно-денежного обращения. Однако кабинет В. Ющенко ничего не сделал в этом направлении. Во-первых, не только не была проведена, но и не начата реформа оплаты труда, отсутствие которой стало едва ли не основным фактором, тормозящим рост платежеспособного спроса и, как следствие, рост производства. И это несмотря на то, что еще в декабре 2000 года указом Президента была одобрена «Концепция дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине» и дано поручение Кабмину в двухмесячный срок разработать и утвердить конкретные мероприятия по ее реализации.
Точно так же ничего не было сделано для нормализации товарно-денежного обращения, чтобы хотя бы ослабить кризис неплатежей. Вместо решения конкретной задачи и разработки действенных механизмов обеспечения потребности в оборотных средствах для всех операций в технологической цепочке производства товара, его поставки и продажи конечному потребителю, правительство занялось перераспределением денежных потоков. При этом приоритетами у правительства пользовались отнюдь не производство и не социальная сфера.
Правительство ничего не сделало и для того, чтобы остановить инфляцию, которая в 2000 году была наивысшей за последние четыре года. Более того, Кабмин создавал условия для раскручивания инфляционной спирали старым методом — кредитной эмиссией, направляемой в банковскую систему, и инфляционный фактор стал основным источником погашения долгов по зарплатам и пенсиям. Последнее, кстати, ставят в заслугу В. Ющенко совершенно необоснованно — е сли учесть покупательную способность гривни, то окажется, что в реальном выражении полностью выплаченная в 2000 — 2001 гг. зарплата вместе с долгами окажется не больше той ее части, которая выплачивалась в 1997 — 1999 годах. Каждый, владеющий арифметикой в объеме школьной программы, может проверить это на своем собственном семейном бюджете: большинство моих знакомых в те времена, когда зарплата задерживалась и выплачивалась не в полном объеме, тем не менее могли приобрести больше товаров и услуг, чем сейчас, когда она выплачивается вовремя и возвращены долги.
Что касается инвестиционной политики, то Кабмин так и не создал условий для привлечения национального капитала и делал ставку на зарубежные инвестиции, лоббируя интересы западных инвесторов в привлекательных для них отраслях украинской экономики. О том, что это не шло на пользу Украине, свидетельствует совсем свежий пример приватизации шести облэнерго. На какие только уступки ни шло правительство и Фонд госимущества, стараясь выполнить все требования потенциальных зарубежных инвесторов, вплоть до запрета на участие в тендерах национального капитала, а результат оказался плачевным — предприятия стратегически важной для обеспечения безопасности государства отрасли продали по цене ниже стоимости металлолома, содержащегося в их оборудовании.
Сторонники В. Ющенко называют правительство, которое он возглавлял, «украинским». Их трактовка данного понятия довольно интересна: получается, что правительство, которое не отстаивает интересы национального капитала и протежирует нашему восточному соседу, является «антиукраинским», а правительство, которое делает то же самое, но уже по отношению к западному капиталу, делая страну зависимой от него и от устаревших западных технологий, называют «украинским». Как по мне, то пусть и ситуативное парламентское большинство, вынесшее такому «украинскому» правительству вотум недоверия, сделало для защиты национальных интересов больше, чем все правые партии, поддерживавшие кабинет В. Ющенко. В конце концов, взятый нами курс на европейскую интеграцию вовсе не означает, что мы должны поступиться национальными интересами.
Таким образом, не создав условия для возвращения национального капитала и успешной его работы в Украине, реального роста производства и уровня жизни, а вместо этого продолжая выдавливать из наших граждан копейки, чтобы наполнить бюджет, правительство само создало предпосылки для объединения в парламенте представителей финансово-политических групп и левых в отстаивании интересов тех слоев общества, выразителями интересов, которых они являются.
Вторым противоречием, созданным правительством во главе с В. Ющенко и «погубившим» его, стало, как уже было сказано выше, эгоцентристское восприятие системы отношений между обществом и властью. Симптоматичным явилось высказывание бывшего премьера, что общество оказалось не готово воспринять методы работы возглавляемого Виктором Андреевичем правительства. Исходя из логики премьера, народ не соответствует требованиям, которые выдвигает к нему исполнительная власть. И ни малейшего понимания, что правительство должно соответствовать требованиям общества, понимать его потребности и решать вытекающие из них задачи. Из-за непонимания этой простой истины правительство «варилось в собственном соку», уверовав в свою непогрешимость понимания сложившейся ситуации, существующих проблем и способов их разрешения. Отсюда и нежелание вступать в диалог с кем- либо, и болезненное отношение к таким предложениям со стороны ряда фракций парламента.
Проявлением эгоцентризма бывшего правительства и его главы явилось также нежелание опереться на имеющееся в парламенте большинство. Вполне возможно, что сказалась излишняя амбициозность — В. Ющенко не участвовал в создании этого большинства и общаться с ним надо было на равных, доказывая, убеждая, договариваясь. Поэтому Виктор Андреевич поощрял создание в ВР проправительственной коалиции из фракций, стопроцентно разделяющих его взгляды, методы работы и, наверняка, имеющих общие интересы. Пытаясь создать свой замкнутый властный круг, в котором мнение самодостаточного премьера является истиной в последней инстанции, безоговорочно принимается на веру его сторонниками (те же, кто ее не принимал и позволял себе оспаривать ее, сразу же записывался в противники), правительство, само того не замечая, все больше отдалялось от общества, вступая в конфликт интересов с его большей частью. В этих условиях единственно возможным для В. Ющенко выходом было своевременно прислушаться к предложениям ряда парламентских фракций по созданию коалиционного правительства, которое можно было бы назвать правительством национальных интересов. Однако верх взяли личные амбиции премьера, и шанс был упущен. Финал с отставкой был закономерен, и искать в нем «происки олигархов» — это не замечать объективных тенденций развития украинского общества в трансформационный период.
Из любого поражения принято выносить уроки. Виктор Ющенко, судя по его заявлениям, побежденным себя не считает. Поэтому учесть печальный опыт и ошибки своих предшественников предстоит уже новому премьеру и новому Кабинету Министров. Пока же сторонники бывшего премьера мрачно предсказывают Украине тяжелое будущее. И главная задача нового правительства — работать так, чтобы опровергнуть данное предсказание. Способствовать же этому может четкое понимание сложившейся в стране ситуации и учет общих интересов большинства социальных групп. Таких национальных интересов, как видим, становится все больше, и лоббировать надо именно их.
Выпуск газеты №:
№82, (2001)Section
Подробности