Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

София Киевская. Работа над ошибками

У Национального заповедника новый директор и новые вызовы — спасти памятники от разрушения и реанимировать имя святыни
01 апреля, 10:33
СОФИЯ КИЕВСКАЯ — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ПАМЯТНИКОВ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ НАМ ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ. ТОГДА КИЕВ БЫЛ ЦЕНТРОМ БОЛЬШОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ РАСПРОСТРАНИЛО СВОИ ГРАНИЦЫ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ. И НА ЭТОМ МЫ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Еще бы немного времени и Национальный заповедник «София Киевская» мы бы с вами не узнали. Он стал бы городским парком, свого рода центром досуга для детей. А что — уютный дворик, тихий, спокойный, с атмосферой умиротворения, благодати, а теперь еще и птички щебечут, первые весенние цветы цветут. Только качелей, детских горок и домиков не хватает. Это не выдумки, а задокументированные на бумаге вполне реальные вещи. Такой проект развития святыни мирового значения, памятника ЮНЕСКО готовился по инициативе уже уволенного директора заповедника Елены Сердюк. Если бы дали поруководить ей еще, то эти планы с бумаги перешли бы прямо в дворик Софии.

Однако в Министерстве культуры этим планам помешали. Успели. Как объясняет заместитель министра Игорь Лиховый, поводом к проверке деятельности Сердюк стало падение стены в октябре прошлого года, а причиной увольнения — обнаруженные многочисленные нарушения. Теперь исполняющим обязанности генерального директора назначена Неля Куковальская. Она руководила заповедником с 2000 по 2012 год.

• Проверка Министерства культуры совместно с общественными экспертами обнаружила, что Елена Сердюк не соблюдала памятникоохранное законодательство, а за период с 2013 по 2014 год были еще и финансовые нарушения на общую сумму более одного миллиона гривен. Из них 200 тысяч подлежат возмещению в государственный бюджет, но это уже дело правоохранительных органов, которым результаты министерского аудита уже передали.

Поэтому в Минкульте оснований для увольнения нашли достаточно. Не радует и состояние памятников. Кто гулял в последнее время около Софии, заметил, что на некоторых сооружениях осыпается штукатурка, сами стены имеют трещины, часть ограждения, которое упало, так и не восстановлено, вместо него стоит деревянный забор, а рядом сложен невысокими кучками кирпич. И табличка с предупреждением, чтобы посетители не подходили близко.

• Это лишь то, что видит глаз обычного гостя. Эксперты от общественности, которые приобщились к аудиту, выяснили еще более интересные вещи. Ольга Пламеницкая, член Всеукраинской ассоциации музеев, рассказывает, что надеялись увидеть намного лучшую ситуацию, потому что Елена Сердюк является вице-президентом Бюро Украинского национального комитета ICOMOS.

— В 2011 году Минкульт утвердил генплан заповедника, в котором были определены пять охранных зон и основные принципы использования заповедника. К сожалению, по непонятным причинам в 2012 году Сердюк заказывает Институту памятникоохранных исследований «Концепцию плана организации заповедника», которая по своему содержанию дублирует генплан, но еще раз тратится большая сумма государственных средств. В этой концепции заповедник превращается в центр досуга для детей, — рассказывает Ольга Пламеницкая.

Согласно этой концепции, перед входом в Софию должны были появиться временные павильоны для продажи сувенирной продукции, из пластиковых материалов в древнерусском стиле. А в Софийском соборе, памятнике ХІ века, в сущности основном украшении заповедника, должна была заработать система кондиционирования. Что интересно, средства на проект такой системы, а это около 170 тысяч гривен, компании-проектанту были выделены, самих кондиционеров, к счастью, нет.

— Чтобы заказать такой проект, этот вопрос нужно было рассмотреть на научно-реставрационном совете. Это может негативно отразиться на фресках и мозаиках. Сколько веков собор стоял без кондиционирования. Что касается археологических раскопок и реставрационных работ, то в течение 2013-2014 годов раскопки велись, но об этом не информировали ЮНЕСКО. Аналогичным способом была разработана программа реставрации мозаик и фресок, но эксперты ее отклонили однозначно, поскольку она была довольно поверхностной. Была даже программа археологических раскопок до 2065 года, изложенная на 20 листах, — добавляет Пламеницкая.

Представим, во что бы превратилась София Киевская, если бы эти все идеи достигли своего апогея. Недавно назначенному директору, пока еще исполняющей обязанности, Нели Куковальской придется провести работу над ошибками предшественницы и реанимировать славу Софии Киевской. Руководительница обещает, что первое, чем займется, это приведение памятников в нормальный вид, потому что на идеальный необходимо много средств. Да и на нормализацию тоже, поэтому просит меценатов приобщаться к восстановлению святыни. Для этого уже создали опекунский совет, в него входят 20 человек. Его задача — не только следить за состоянием памятников и контролировать его, но и искать средства на их реставрацию.


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

• Но поскольку национальный заповедник — это не только территория Софии, параллельно Неля Куковальская собирается спасать и Андреевскую церковь.

— Беспощадная эксплуатация Автокефальной церковью привела к тому, что сегодня иконостас выглядит не позолоченным, а посеребренным. На перспективу будем пытаться уменьшить количество богослужений, уменьшить курение свеч, изменим интерьер и будем просить средств у меценатов, государства и автокефалии, — рассказывает Куковальская. — Следующая цель — научная деятельность. То, что я увидела, это не наука. У нас были планы создать школу Надежды Микитенко, знатока Софии, которую выставили за двери, у нее было много учеников, один из них будет через месяц защищать докторскую диссертацию. Впоследствии хотим создать научно-исследовательский институт Святой Софии. Ближайшая перспектива — это празднование 70-летия ЮНЕСКО, были сделаны планы, мы в настоящее время их корректируем. Также будем работать над народной дипломатией — возобновлением наших связей с коллегами в Европе, это, в частности, и проект «Анна Ярославовна», что очень показательно для нашей страны. И о Ярославе Мудром: искренне верю, что мы найдем и вернем мощи князя, приблизительно знаем, что они в США.

• Обещает Куковальская и кадровую перестановку, будет возвращать часть своей команды, присматриваться к новым сотрудникам. Жалуется, что в первые дни был небольшой саботаж, но будет сглаживать все острые углы. Вероятно, будет непросто, потому что после ее назначения распространилось много мыслей, похвальных и критикантских. Часть общества, которая следила все это время за перипетиями вокруг святыни, решение Минкульта поддерживает, потому что Неля Куковальская руководила заповедником с 2000 по 2012 год, за это время были отреставрированы Врата Зборовского, дом Митрополита, Царские ворота в Софийском соборе, зазвучала колокольня. Еще часть экспертов недовольна, что руководительница была назначена без открытого конкурса, хотя в министерстве оправдываются — для этого нет законодательной почвы.

Сама же экс-директор Елена Сердюк собирается обжаловать приказ о своем увольнении через суд. А приход Куковальской называет рейдерским захватом, поскольку причины для смены руководства не видит. Что касается изменения концепции развития заповедника, в разговоре с «Днем» она подтвердила, что пыталась превратить заповедник из закрытого заведения в открытое для всех киевлян.

— Заповедник действительно изменил свою политику, он перестал быть заведением для дипломатических приемов и организацией вечеринок в доме Митрополита. Детские программы стали для нас нормой. Направление «София для детей» — стало одним из приоритетных, — прокомментировала Елена Сердюк. — Что же касается реставрации, то с 2011 года из государственного бюджета заповедник не получал ни копейки. В прошлом году мы потратили два миллиона гривен, это так называемые специальные средства, которые заповедник зарабатывал, в том числе за проведение тех самых детских мероприятий, квестов, все шло на реставрацию. Только в рамках программы празднования годовщины крещения Руси нам выделили скромную сумму — около 300 тысяч гривен на реставрацию живописи в соборе, а за средства американского фонда мы реставрировали мозаики. Все остальное ремонтировалось и реставрировалось за средства заповедника.

• Есть вопрос экс-директора к своей предшественнице, почему получили заповедник без актов введения в эксплуатацию двух объектов, почему пришлось латать крышу на доме Митрополита, которая течет до сих пор из-за некачественного покрытия. Так же Сердюк сетует, что пришлось восстанавливать систему кондиционирования в доме Митрополита, утеплять Врата Зборовского. Говорит, что сделать все и навести порядок за два года просто не успели. А на реставрацию Андреевской церкви ждали средств из госбюджета, так и не дождались.

Однако важно не сводить подобные разговоры к уровню личностных конфликтов, а заняться реальными делами.

КОММЕНТАРИЙ

«НАШЕ ОРУЖИЕ — ЭТО НАШЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ»

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук:

— Прежде всего, София Киевская — это наше прошлое, это один из немногих памятников, которые остались нам от Киевской Руси. Это наше прошлое, которое мы делили с Россией на протяжении всех советских лет, потому что существовала концепция трех братских народов. Киев был для них колыбелью, потому что существовали советские республики, и нужно было погрузить Россию, Украину и Беларусь в общее прошлое. Мы от центра, то есть России, получили разрешение на одну треть нашей истории. До революции 1917 года Украина вообще не рассматривалась как что-то отдельное от России, великороссы вместе с малороссами и белорусами по концепции были одним единым народом. Теперь мы, по-видимому, созрели к тому, чтобы получить еще две трети и понять, что это наша история, что Киев был центром большого средневекового государства, которое распространило свои границы далеко за пределы современной Украины. И на этом стоять.

Сергей Крымский, который много писал о софийности, слишком рано умер, имею в виду не биологически. Просто он не встретился с этим временем, которое теперь перед нами стоит, не встретился со всеми вызовами, которые стоят перед нами. А то, что говорил, и газета «День» пропагандировала, очень часто вспоминая его, это имеет значение, его мысли — это достижение для всех нас.

Вполне понимаю правительство, когда оно говорит, что нет денег, в том числе и на культурные заведения, это так. Но нужно по минимуму обеспечивать все то, что у нас есть, — и Академию наук, и музеи, и библиотеки, чтобы наша духовность оставалась с нами. Потому что в советские времена все это финансировалось, а теперь часто возникает проблема — «быть или не быть?». Мы должны понимать, что наряду с пушками, танками, наше оружие — это наше понимание истории, кем мы являемся среди других народов. И это очень важно, чтобы все-таки музеи работали, как следует, чтобы обращались к школьникам, в первую очередь, организовывая бесплатные экскурсии, чтобы активно выступали в печати. Теперь вроде и наше телевиденье начало обращаться к историческим сюжетам. Но, чтобы музейные работники начали активно сотрудничать с телевиденьем, — такого еще не было.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать