Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Армения: безопасность, которая убивает

22 января, 12:30
ЕРЕВАН, 20 ЯНВАРЯ 2015 Г. / ФОТО РЕЙТЕР

Шестимесячный Сергей Аветисян умер в больнице Гюмри. Никого из его семьи в живых не осталось. Хотя за его жизнь боролись лучшие врачи как Армении, так и России. В чем-то смерть ребенка стала символичной. Она как будто характеризует последний рубеж, который отделяет прошлые отношения между Ереваном и Москвой от нынешних.

Начнем с того, что шокирующее убийство семьи Аветисянов не первый случай с военнослужащими 102 российской базы. Были и другие. Они не вызывали особого резонанса и командирам базы, а также их московским руководителям казалось, что все обойдется. Возмущение жителей Гюмри стало настолько неожиданным, что телевизионные начальники федеральных каналов даже не сразу получили команду в каком виде подавать такую новость. И было чему удивляться. Ведь значительная часть трудоспособного населения Гюмри работает на базе, как говорится, кормится за счет нее. Другой работы в городе практически нет, так что, казалось бы, должны были молчать в тряпочку. А вот вышло совсем наоборот.

Из всех союзников России Армения представлялась самой преданной и готовой на все по любому сигналу Москвы. Не имеющая общей границы с Россией, находясь в географической полуизоляции, существуя на грани полномасштабной войны с Азербайджаном, страна и ее политическое руководство имеет мало возможностей для маневра. Исторически значительная часть населения Армении рассматривает Россию как своего защитника и гаранта существования.

Здесь надо отметить тот факт, что число армян за пределами Армении в два раза больше, чем на родине. Влияние армянской диаспоры как экономическое, финансовое, так и политическое велико. В своей большей части зарубежные армяне, кроме живущих в России, настроены прозападно и часто антироссийски. Особенно велико влияние американской и французской диаспор, среди членов которой есть много состоятельных и богатых людей. Значительная часть бюджета Армении формируется за счет переводов и взносов диаспоры.

Вполне понятно, что армянский истеблишмент фактически разделен пополам на условных пророссийских и прозападных. Единственно в чем они сходятся, так это в вопросе о Нагорном Карабахе, хотя совершенно по-разному видят пути выхода из этого кризиса.

Прозападные в Армении хотели бы ослабить силу отношений с Россией, в которых Ереван находится на положении сателлита без какого-либо права голоса. Подтверждение они находят в резком смене курса на Ассоциацию с ЕС на вхождение в Евразийский союз.

Пророссийские силы за основу берут безопасность фактически окруженной страны. По их мнению, которое тщательно культивируется в армянском обществе, без протектората России Армения пропадет, по крайней мере, Нагорный Карабах не будет шансов защитить. Соответственно на ближайшую перспективу следует двигаться в фарватере большого брата, а там видно будет.

Внешняя очевидность таких обстоятельств убаюкала московских начальников. По их мнению, Армения никуда и ни при каких условиях не денется, поэтому и особенно беспокоиться не о чем. Инцидент в Гюмри буквально взорвал сонное московско-ереванское царство и обнажил давно зреющую проблему с совершенно другой стороны.

Не следует думать, что убийство армянской семьи российским дезертиром и есть основа и причина кризиса. Все гораздо сложнее и напряженность усиливалась довольно давно. Проблемы в армянско-российских отношениях начались сразу после начала московской агрессии против Украины.

Азербайджан начал сближение с Россией с весны прошлого года, когда аннексионистские тенденции в кремлевской политике после Крыма приобрели зримые и практические очертания. Этот процесс в значительной части проходил параллельно и даже синхронно с улучшением отношений между Москвой и Анкарой. Для Белокаменной последнее исключительно важно для сохранения своего влияния на Ближнем Востоке. Не меньшее значение имеет и лояльное отношение Турции к положению крымских татар в Крыму. В силу исторических и ментальных причин Анкара считает себя защитницей крымских татар и сложности с ней по данному вопросу Москве абсолютно ни к чему.

Символом некоторого сдвига Москвы в сторону Баку служит продажа Азербайджану тяжелого вооружения на миллиарды. Радости этот факт Еревану не доставил, но что пророссийское правительство Армении могло сделать. Пришлось эту горькую пилюлю проглотить и даже сделать вид, что ничего особенного не произошло.

В большинстве среди правителей стран СНГ царит буквально паника перед призраком своего Майдана. Как ни странно это звучит на первый взгляд, первым кандидатом как раз и является Армения. Слишком сильны в стране противоречия и налицо раскол и очень глубокий национальной элиты.

События в Гюмри наглядно показали, что опора на безальтернативность России, как гаранта безопасности и территориальной целостности Армении уже не является доминирующей в армянском обществе. Пока основной гнев протестующих направлен не только на российские власти, но и на собственных высших чиновников. Однако это не должно вводить в заблуждение. Как показывает практика подобных протестов, их участники от частных проблем быстро переходят к общим. При этом высшее армянское руководство в полной прострации, оно в самом деле не знает что делать. Как-то повысить голос в разговорах с Москвой оно не может, не хочет и откровенно боится. С другой стороны, нет оснований считать, что все как-то рассосется.

Налицо определенный политический сдвиг в армянском обществе. Нынешнее положение не устраивает все большее число активных граждан. И если пока они не выходят на Майдан, то это только дело времени. Еще один такой случай подобный Гюмри и президенту Саргсяну в шахматы играть уже не придется.   

Даже небольшое дистанцирование Армении от России будет иметь серьезные геополитические последствия не только для Южного, но и для Северного Кавказа. Заместить Ереван Москве просто некем и нечем. Нынешнее сближение Первопрестольной с Баку носит недолговременный и конъюнктурный характер. В среднесрочной перспективе с окончанием украинского кризиса столь желаемая Москвой многополярность приобретет в Азово-Черноморском регионе зримые черты. И совсем не обязательно, что страны региона будут стремиться под российский защитный зонтик. Наоборот, центробежные силы, в том числе, и в Евразийском союзе только возрастут. Армения — последний оплот России на Южном Кавказе. Если в результате военных поражений, санкций, падения цен на энергоносители и других проблем Россия ослабеет и, как следствие, вынуждена будет уйти из Украины, то выстроенная на сегодняшний день геополитическая конструкция на Южном Кавказе рухнет. И дальше последует эффект домино от Северного Кавказа до Центральной Азии. Если из российской зоны влияния выпадет Армения, то все пространство СНГ превратится в несколько строк в учебнике истории и не больше.

Есть и еще один аспект. Война на Донбассе потребовала от России напряжения всех своих ресурсов. Концентрация их на украинском направлении привела к тому, что другие не менее важные составляющие по периферии российских границ остались какими-то бесхозными. И это начинает сказываться. Вот почему донбасские сепаратисты получили приказ и обеспечение для активизации своих действий. Пока же Кремль ищет выход в глухом тупике. Отсюда и результат от донецкого аэропорта до Гюмри.

В ближайшее время крутого поворота армянской политики не будет, его следует ожидать в среднесрочной перспективе на предстоящих выборах. От исхода противостояния на Донбассе и развития антироссийских выступлений в Армении зависит геополитический расклад в узловой точке дуги нестабильности. Похоже, что резких изменений ждать осталось не слишком долго.

«ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВСКОЛЫХНУЛО ВСЕ АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Гагик АМБАРЯН, политолог, Гюмри:

— В Армении российские войска, находятся начиная с 1991 года, с того времени, как эта страна провозгласила свою независимость. Они отсюда никогда не выводились. Впоследствии были подписаны соответствующие договора, согласно которым эти войска должны находиться на территории Армении почти до 2050 года. Мы прекрасно знаем, что военная база — это живой организм, там происходят и преступления, и противоправные действия. Но до сих пор население города Гюмри к этому относилось с пониманием. Это не первый случай, когда российские военнослужащие совершают преступления. В 1999 году три российских военнослужащих в пьяном состоянии открыли беспорядочную стрельбу в центре города, у рынка, в результате чего погибли двое и семеро получили тяжелые ранения. Впоследствии российские военнослужащие попадали в ситуации, когда из-за них случались трагические аварии, они совершали наезды. В 2013 году из-за халатности российских войск, в пригороде Гюмри в одном из сел погибли два ребенка, которые подорвались на мине, которую оставили российские военные после учений. И все прекрасно знали, что все эти военнослужащие вывозились из Армении и наказывали их на территории России. Но, где проходили суды и какие сроки они получали, никто этого в Армении не знал.

Вот это убийство было чересчур бесчеловечным. Во-первых, убили семерых членов одной семьи, всех людей в этой семье. Во-вторых, для населения города Гюмри и вообще для всей Армении было трагедией то, что восемнадцатилетний военнослужащий поднял руку на двухлетнюю девочку и шестимесячного ребенка. В Армении всего лишь требуют одно, чтобы Пермяков был осужден на территории Армении, чтобы его осудили также по уголовному кодексу за убийство на территории Армении. Самое главное в этом. И, конечно же, должен сказать, что из-за неповоротливости российского руководства, недальновидной внешней политики России, в Армении в основном усилились антироссийские настроения.

«АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕБУЕТ ОДНОГО — ЧТОБЫ ОН ПОНЕС НАКАЗАНИЕ ПО АРМЯНСКИМ ЗАКОНАМ»

— Во-первых, виновной в этом является именно Москва, потому что у нее есть идея фикс: она хочет обязательно весь уголовный процесс сама проконтролировать, притом, что российский военнослужащий Пермяков совершил самое гнусное и жестокое преступление на территории Армении. Москва озабочена тем, что якобы в Армении хотят политизировать все эти процессы вокруг Пермякова. Но должен сказать, виной тому — российская сторона, которая абсолютно не хочет идти на взаимные уступки. Армянское общество требует одно — чтобы он понес наказание по армянским законам, потому, что он совершил преступление на территории Армении. Те заявления российской стороны, что он гражданин России, поэтому должен быть осужден по российским законам, не выдерживают никакой критики. Десятки граждан Армении совершают преступления на территории России, но ни одного из них, армянское руководство не забрало в Армению и они не были осуждены по армянским законам. Например, это касается Грача Арутюняна, из-за которого в Подмосковье в позапрошлом году случилась большая авария, в результате чего погибли люди. Или армян, совершивших преступление в Арзамасе. Они что несут наказание на территории Армении? Они все осуждены или находятся под следствием на территории Российской Федерации и против них выдвинуты обвинения по российским законам. Руководство в Москве должно очень четко об этом знать, что армянское общество прекрасно об этом осведомлено и население Гюмри не намеренно терпеть противоправные действия российских войск на территории города. Что касается антироссийских настроений, то должен сказать, что несмотря на все это, не ставился вопрос о выведении российской базы с территории Армении Такого вопроса никогда не ставилось. И Москва должна быть более гибкой, сделать все возможное, чтобы эта ситуация урегулировалась. Армения является единственной ее союзницей, на территории которой размещается российская военная база.

Что касается возможных последствий этого гнусного преступления, совершенного российским военнослужащим в отношении армянской семьи, сейчас между российским и армянским народами существует охлаждение. Но из-за какого-то детоубийцы Пермякова, по-моему, не будет таких глобальных перемен в отношениях армян и русских, потому, что не «пермяковы» определяют отношения между двумя народами. У нас дружеские отношения всегда были и будут, надеюсь. Но опять заявляю, что для населения Армении и Гюмри важно, чтобы Пермяков был осужден на территории Армении и также по армянским законам.

Генпрокурор Армении уже отослал письмо Генпрокурору России Юрию Чайке, чтобы Пермякова отдали под юрисдикцию Армении, а если же российского солдата не будут судить по армянским законам, это, конечно, впоследствии нанесет вред армяно-российским отношениям. Так как это преступление невозможно простить. Никто в Армении Пермякова линчевать не намерен, его хотят всего лишь осудить по уголовным законам Республики Армения и наказать его по всей строгости. Он совершил очень тяжелое преступление.

Его совершило сего лишь существо, так как такого человека назвать человеком невозможно. Для маленького Гюмри, для армян и любого нормального человека это нонсенс — поднимать руку на двухлетнюю девочку, шестимесячного ребенка и вообще убить ребенка. Это преступление всколыхнуло все армянское общество...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать